Глава 30. Следственная ситуация и тактические комбинации
Понятие, содержание и виды следственных ситуаций
Преступления расследуются в конкретных условиях времени, места, окружающей его среды, взаимосвязях с другими процессами объективной деятельности, поведением лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, и под влиянием иных, порой остающихся неизвестными для следователя факторов. Эта сложная система взаимосвязей в итоге образует ту конкретную обстановку, в которой работает следователь и иные субъекты, участвующие в доказывании, и в которой протекает конкретный акт расследования. Такая обстановка получила в криминалистике общее название следственной ситуации. Иными словами, это существующая в данный момент реальность, в условиях которой действует следователь. Разумеется, судить об этой реальности он может по сведениям о ней, по той информационной модели, которая ее отражает, но ситуацией в буквальном ее значении является сама реальность, а не ее модель.
Помимо следственной в литературе встречаются и такие понятия, как криминальная ситуация, ситуация расследования, ситуация на месте происшествия.
Криминальная ситуация — это обстановка преступной деятельности. Различают докриминальную, криминальную и посткриминальную ситуации. Первая — обстановка перед совершением преступления, во время его подготовки, вторая — в момент, третья — после завершения преступных действий и наступления преступного результата. Понятия эти имеют криминологический характер и отражают стадии развития преступной деятельности соотносительно со средой, в которой она протекает.
Ситуация расследования характеризует состояние следственного производства, решенные и нерешенные задачи, результаты, возникшие трудности, наличие у органа расследования возможностей установить истину по делу. Можно сказать, что это понятие, как и криминальная ситуация, характеризует само явление, а не обстановку, в которой оно протекает — преступную деятельность, работу по выявлению, раскрытию и расследованию преступления. Характеристики эти, как видим, носят внутренний характер, они не распространяются на среду, на окружающие условия. Иной выглядит характеристика следственной ситуации, которая по отношению к процессу расследования носит преимущественно внешний характер: это характеристика условий, в которых протекает данный процесс.
Следственная ситуация образует в своей совокупности динамическую систему, постоянно изменяющуюся под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы — это те не зависящие от участников расследования причины, которые вызывают изменения ситуации; субъективные факторы — причины, порождаемые действиями и поведением участников расследования и иных лиц, оказавшихся в той или иной степени втянутыми в сферу судопроизводства.
Образующая следственную ситуацию система условий состоит из следующих компонентов:
1. Компоненты психологического характера: состояние следователя;
результат конфликта между следователем и противостоящими ему лицами; благоприятный (бесконфликтный) ход расследования и др.
2. Компоненты информационного характера: осведомленность следователя (об обстоятельствах преступления, возможных доказательствах, возможностях их обнаружения и экспертного исследования, местах сокрытия искомого, намерениях противодействующих следствию лиц и др.);
осведомленность противостоящих следователю и иных проходящих по делу лиц (о степени информированности следователя и свидетелей, об обнаруженных и необнаруженных доказательствах, о намерениях следователя и др.); последствия разглашения, следственной тайны и т. п.
3. Компоненты процессуального и тактического характера: состояние производства по делу, доказательства и их источники; наличие надежных и еще не использованных источников ориентирующей информации; возможность избрать нужную меру пресечения, изолировать друг от друга проходящих по делу лиц, провести конкретное следственное действие; наличие тактического риска и возможности его минимизации; противодействие установлению истины со стороны преступника и его связей, а иногда и потерпевшего и свидетелей, последствия ошибочных действий следователя, понятых, специалистов и экспертов; непредвиденные действия потерпевшего или не причастных к расследуемому событию лиц, и т. п.
4. Компоненты материального и организационно-технического характера: наличие коммуникаций между дежурной частью и следственно-оперативной группой; наличие средств передачи и приема необходимой информации из учетных аппаратов органов внутренних дел, мобильность ее поиска по запросам; возможность мобильного маневрирования наличными силами и средствами, обеспеченность теми и другими и т. д.
Сочетание всех этих компонентов обусловливает индивидуальный характер каждой следственной ситуации в каждый момент производства расследования. С таким содержанием данного понятия связана возможность типизировать следственные ситуации.
Большинство авторов работ по частным криминалистическим методикам называют в качестве типичных те ситуации, в которых оказался следователь на начальном этапе расследования и которые зависят от полноты исходных данных. Отвечает ли такой подход понятию типичной следственной ситуации? Да и возможна ли вообще полная типизация?
Представляется, что на эти вопросы следует ответить отрицательно.
Сложный, многокомпонентный состав следственной ситуации, значительное число объективных и субъективных факторов, влияющих на содержание и характер этих компонентов, образуют в своих сочетаниях неисчерпаемое количество вариантов следственных ситуаций, каждая из которых чем-то обязательно отличается от других. Конкретная следственная ситуация всегда индивидуальна, и поэтому полная типизация их содержания невозможна. Типизировать следственные ситуации можно лишь по одному из их компонентов, а если быть еще более точным, лишь по одному из образующих его элементов. Обычно в качестве объекта типизации избирается элемент, относящийся к компоненту информационного характера, а именно наличие информации о событии и его участниках. Поэтому, когда говорят о типичных следственных ситуациях, надо четко представлять, что лежит в основе типизации.
Столь же относительный характер имеет и классификация следственных ситуаций, поскольку основание всякой классификации есть нечто общее, что объединяет классифицируемые объекты.
Из числа многочисленных классификаций практически значимыми представляются следующие.
По времени возникновения в процессе расследования: начальные, промежуточные и конечные. В этой классификации отражается динамизм, изменчивость ситуаций под влиянием воздействующих на них факторов.
По отношениям между участниками: конфликтные и бесконфликтные. Эта классификация заимствована криминалистикой у психологии. Она основывается на характеристике одного из элементов психологических компонентов ситуации: соперничества и противодействия сторон, цели и интересы которых при расследовании преступления не совпадают. "Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтов различной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения соперничества и противодействия"[183].
По отношению к возможности достижения цели расследования: благоприятные и неблагоприятные. Всякое действие следователя, направленное на достижение тех или иных целей, должно осуществляться после оценки следственной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения этой цели.
Несколько слов о ситуации на месте происшествия, которую мы упомянули вначале. Этот термин обозначает состояние вещной обстановки, той материальной среды,, в которой было совершено преступление. Обстановка эта меняется по мере развития преступной деятельности:
она, была одной до преступления — исходная ситуация, прошла ряд модификаций по мере совершения преступных действий — промежуточные ситуации, приобрела иной вид после преступления — конечная ситуация. Решение так называемых ситуационных экспертных задач связано с той или иной фазой развития ситуации на месте происшествия.
Среди конфликтных в аспекте тактики можно выделить ситуации тактического риска.
§ 2. Деятельность следователя в условиях тактического риска[184]
Этимология слова "risko" —: скала; производным является "arrisskar" — идти на скалу, шире — подвергаться опасности, и от позднелатинского "risicum" (XIII в.). Термином "риск" обозначается всякая возможность ущерба, угроза благам лица — физического или юридического. В криминалистику этот термин был введен нами в 1974 г. Тактический риск был определен как ситуация, грозящая провалом замысла следователя, т. е. возможность отрицательного результата действий.
Тактический риск является закономерным компонентом расследования. Сама специфика расследования делает принятие решений в условиях тактического риска типичным явлением. Задача заключается в том, чтобы избрать стратегию наименьшего риска, предвидеть возможные отрицательные последствия своего решения и заранее продумать меры по ликвидации или ослаблению этих последствий, т. е. минимизировать риск. Иными словами, риск — это деятельность, осуществляемая в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, нежели до выбора.
Действовать в условиях тактического риска следователя побуждает ряд обстоятельств.
Во-первых, это дефицит времени, особенно ощущаемый на стадии возбуждения уголовного дела, при задержании преступника с поличным, при расследовании "по горячим делам" и вообще на первоначальном этапе расследования.
Во-вторых, это информационная неопределенность ситуации, недостаточность данных для принятия всесторонне взвешенного решения.
В-третьих, это уверенность следователя в своем превосходстве в ранге рефлексии над противодействующей стороной, интуитивное предвидение успешности своих действий, несмотря на их рискованность.
Наконец, в-четвертых, процессуальная необходимость совершения действий независимо от складывающейся следственной ситуации, например проведения очной ставки, чтобы устранить противоречия в показаниях допрошенных лиц.
В общем виде ситуация тактического риска характеризуется наличием неопределенности, возможностью выбора и оценки вероятности осуществить сделанный выбор. Причем следует подчеркнуть неизбежность выбора, невозможность уйти от принятия решения.
Принятие тактического решения в ситуации риска связано с оценкой его степени. Такая оценка предполагает прежде всего необходимость сравнения вероятных практических выгод и возможных негативных — как близких, так и отдаленных — последствий. Это оценочное отношение "польза — вред".
Использование оценочного подхода позволяет выделить риск обоснованный (рациональный) и необоснованный (нерациональный). Следственная ситуация может оказаться такой, когда рациональным может быть решение с любой степенью риска — от минимальной до максимальной. Причем, как показывает следственная практика, постоянная ориентация на минимальный риск может приводить к значительным издержкам, расточительному расходованию сил и средств, замедлению темпов расследования.
Рациональным будет риск при оптимально выбранном решении.
1. Оптимальным в ситуации тактического риска будет решение, которое обеспечивает в данных условиях достижение нужного результата при минимальных затратах.
2. Оптимальность решения зависит от затрачиваемого на его выбор времени. Это условие связано с необходимостью определенного периода, который не может быть сокращен при выборе в условиях риска. Иначе возникает угроза качеству решения.
В теории принятия решений выделяют:
уравновешенные решения. Здесь характерны осознание исходной цели, предварительный анализ проблемы, вариативность гипотез, критичность мышления, гибкость;
импульсивные решения. Процессы принятия решений, выдвижения версий, планирования преобладают над действиями по их проверке;
инертные решения. Характерны для профессионально неподготовленных. Поиск решений неуверенный и осторожный. Преобладают контрольные и устойчивые действия;
осторожные решения. Субъект, принимая решение, больше боится возможных ошибок, чем радуется успеху. Принятие решения характеризуется особой тщательностью оценки, критичностью. Прежде чем сделать вывод, субъект совершает множество подготовительных действий.
Таким образом, процесс принятия решения зависит от личностных особенностей субъекта, чем в значительной степени определяется характер и алгоритм действий следователя в ситуациях тактического риска. В литературе предложен типовой алгоритм этих действий. Он состоит из следующих элементов (этапов).
Инициатива в подготовке и принятии решения в условиях риска. Она принадлежит следователю (дознавателю) и определяется либо- состоянием расследования и возникшими задачами, либо требованиями уголовно-процессуального закона.
Осознание проблемы и постановка задачи — это моделирование действия с выводом возможного положительного и отрицательного результата. Содержание этого этапа:
а) анализ имеющейся информации;
б) сравнение со схожими ситуациями;
в) выработка альтернатив.
Восполнение модели действий. Преобладание возможных негативных последствий, свидетельствующих о недопустимом уровне тактического риска, связанном с неминуемым провалом замысла следователя, требует восполнения пробелов в модели действий путем насыщения ее необходимой дополнительной информацией.
Выбор оптимального варианта. Ему вновь предшествуют расчет и оценка последствий реализации откорректированной за счет дополнительной информации модели действий. Итог этого этапа — оценка вероятности положительного результата и принятие решения о производстве действий в конкретной ситуации риска.
Моделирование действий по минимизации риска и его последствий. При невозможности минимизации риска — моделирование следственной ситуации в случае отказа от "рискованного" действия.
Минимизация тактического риска возможна, если прибегнуть к одному из следующих путей:
изменить структуру тактического приема или тактической комбинации с включением в нее предъявления вещественных доказательств, документов, видео- и звукозаписей и иных источников информации, направленной на изменение позиций противостоящего лица;
изменить психологическую обстановку действия — выбрать другое место и время его производства, исключить влияние внешних факторов ("постороннего фона"), мешающих полному и всестороннему воздействию передаваемой и принимаемой информации;
отказаться от логически верного и перейти на аналогичный тактический прием (например, заменить допрос по обстоятельствам, на которые охотно "идет" допрашиваемый, проверкой его алиби; обыск в местах, где искомого "быть не должно");
заменить следователя, провести действия группой следователей с участием оперативного работника, чтобы обеспечить более интенсивное допустимое воздействие и более жесткий контроль за реакциями подследственного на ту или иную информацию;
изменить темп проведения следственных действий и всего расследования, не останавливаясь на "проигрышных" для следователя эпизодах, до изменения следственной ситуации в благоприятную сторону;
исключить ненужные паузы, дающие подследственному возможность адаптироваться к ситуации;
сравнить данную ситуацию тактического риска по аналогии с ранее возникающими, оценить примененные ранее тактические приемы на предмет их использования;
использовать превосходство следователя в ранге рефлексии, широко применять фактор внезапности.
Разумеется, стремление минимизировать тактический риск, может не увенчаться успехом, и действия следователя приведут к отрицательному результату. Возникает проблема нейтрализации отрицательных последствий тактики риска с наименьшими потерями для следователя. Имея в виду многовариантность возникающих при этом ситуаций, можно дать только общие рекомендации. Следователю требуется:
1. Тщательно проанализировать весь ход "рискованного" действия и установить момент "поворота к худшему", момент, когда уже нельзя было предотвратить наступление негативного результата.
2. Определить, какие ошибки были допущены, выяснить их причины; смоделировать ситуацию при устранении этих ошибок.
3. Заново рассмотреть всю исходную информацию и переоценить ее;
определить комплекс мер по исправлению ошибок и недопущению их в будущем.
4. Исследовать ситуацию на основе новой стратегии расследования и разработать новую модель следственного действия.
Эффективным средством предотвращения негативных последствий в условиях тактического риска служат тактические комбинации (операции).
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 923;