Закон единства и борьбы противоположностей и его методологические требования.
Закон единства и борьбы противоположностей занимает особое место в диалектике. Он показывает источник развития предметов и явлений. Цeнтpaльнoe место рассматриваемого закона обусловливается не только тем, что он вскрывает источник развития. Он, кроме этого, как бы пронизывает собой всю диалектику, ее законы и категории, которые конкретизируют его действие. “...Движущее начало всякого развития, — писал Ф. Энгельс, — разделение на противоположности, их борьба и разрешение... ”
Каждый объект имеет различные стороны, части. Они называются противоположностями. Философская категория “противоположность” и отражает такие стороны любого предмета, явления, процесса, которые различаются между собой по своим свойствам, выполняемым функциям, направленностью изменений и т. д. Каждый объект имеет свои противоположности. Верх и низ, положительное и отрицательное, притяжение и отталкивание, производство и потребление - конкретные виды противоположностей. При этом каждый элемент данного объекта имеет свои противоположности. В каком отношении друг с другом находятся противоположности? Метафизика, рассматривающая вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну за другой, отрицает связь и взаимодействие противоположностей. Диалектика же, изучающая предметы и явления в изменении, развитии, отмечает их тесную взаимную связь. Это подтверждает наука и практика, это соответствует принципу всеобщей связи. Взаимоcвязь противоположностей в диалектике называется противоречием.Диалектическое противоречие — категория, отображающая взаимоотношение противоположностей внутри данной системы в ходе их изменения. В мире нет развивающегося объекта, который не содержал бы противоречия. Следовательно, без признания противоречия не может быть диалектики. Более того, материалистическая диалектика сосредоточивает основное внимание на исследовании взаимоотношений противоположностей, роли противоречий в процессе развития.
Единство противоположностей означает, прежде всего, что элементы, стороны, тенденции находятся в одном и том же предмете. Принадлежность к одной системе — это тот минимум, вне которого утверждение об определенном отношении как отношении противоположностей лишено всякого смысла. Но это представление — лишь первое приближение к истине. Не любые стороны, процессы в одном и том же объекте при любых условиях являются противоположностями. Так, слагаемые сил отталкивания в звездах (газовое давление, вращение вокруг оси, термоядерные реакции), различные формы интеграции в обществе, не является противоположностями, поскольку они рассматриваются в данной системе, а не каждая в отдельности.
Единство противоположностей, кроме этого, означает, что стороны данного объекта находятся в необходимой, органической связи, взаимно исключают друг друга. Их существование взаимно обусловлено - наличие одной противоположности обязательно предполагает существование другой. В.И. Ленин как характерную черту материалистической диалектики подчеркивает “признание (открытие) противоречивых взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе)»Каждая противоположность предполагает свое и иное “...Оба полюса какой-нибудь противоположности — например, положительное и отрицательное, — писал Ф. Энгельс, — столь же неотделимы один от другого, как и противоположны...” Одна противоположность является условием существования другой.
Борьба противоположностей проявляется в том, что каждая противоположность влияет на другую, видоизменяет ее, вызывает появление новых свойств, сторон, тенденций.
Борьба противоположностей выражается и в том, чтоони воздействуют друг на друга в противоположных направлениях и в этом смысле взаимоисключают друг друга.
Основными этапами развития противоречий являются: становление, созревание и разрешение противоречий. Рассмотрим каждый из них.
Возникновение любого качественного состояния означает также зарождение и становление внутренне присущих ему противоречий. Возникновение жизни означало возникновение противоречия ассимиляции и диссимиляции, появление общества - присущих ему противоречий. Вначале противоречия выступают в форме различия, которые могут быть несущественными и существенными. Несущественные различия, как правило, случайны, поверхностны, внешние. Они перерастают в существенные, затрагивающие коренные свойства предмета и явления.
Затем начинается этап нарастания, созревания противоречия. Момент совпадения сторон уменьшается, а момент взаимного исключения и отрицания возрастает. Усиливается процесс раздвоения единого, поляризации сторон противоречия, возрастает интенсивность борьбы. На этом этапе развитие приобретает форму противоположности. В данном случае словом “противоположность” обозначается уже не сторона противоречия, а стадия развития всего противоречия, его крайнюю поляризацию. К.Маркс характеризовал противоположность как противоречие “сущности на высшей стадии ее развития”. В. И. Ленин определял ее как “вершину противоречия”
В определенный период борьбы противоположные силы, тенденции могут достигать временного равновесия, которое иногда называют тождеством или единством противоположностей. В природе равновесное состояние структур и систем может быть длительным, в обществе оно, как правило, кратковременно. Высшей степенью обострения противоречий является конфликт, который кладет начало стадииразрешения противоречия.
Разрешение противоречия означает снятие данного единства противоположностей, его исчезновение; Если все предыдущие стадии проходили в виде количественных изменений, то здесь происходят коренные качественные преобразования. Момент разрешения противоречия очень важен для процесса развития и его понимания. В. И. Ленин писал, что “обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к Другому, а это самое важное” Сам процесс разрешения противоречия многообразен. В одном случае противоречие разрешается путем победы одной из сторон противоречия, которая устраняет другую; в другом случае разрешение противоречия может быть частичным; в третьем — противоположности исчезают, истощая друг друга в борьбе.
Таким образом, согласно диалектике всему процессу развития объективного мира и отражающего сознания присущи противоречия, являющиеся источником этого развития. Многообразие мира обуславливает и разнообразие существующих в нем противоречий.
Для правильного понимания процесса развития необходимо учитывать взаимодействие внутренних и внешних противоречий. Внутренними называются противоречия между сторонами, свойствами данного предмета или явления. Для молекулы воды — это отношения атомов водорода и кислорода, в живом организме — между наследственностью и изменчивостью, в обществе — между классами.
Внешние противоречия — это взаимодействие между отдельными предметами и процессами, каждый из которых может существовать самостоятельно, независимо от другого. Такими являются противоречия между организмом и средой, природой и обществом, противоположными общественными системами.
Внутренние и внешние противоречия тесно связаны между собой. Противоречия, внешние для данного предмета (или системы тел), оказываются внутренними для следующей по порядку системы, в которую данное тело или система тел входит как составная часть. Внутренние и внешние противоречия могут переходить друг в друга. Та часть природы, которая уже освоена в процессе производства, входит во внутренние условия функционирования и развития общества как органическая часть производительных сил, тогда как другая часть природы противостоит обществу как внешние условия его существования. Но в последующем новая часть природы “втягивается” внутрь общества, из внешних условий становится внутренней его частью. Следовательно, деление противоречий на внутренние и внешние относительно.
Внутренние и внешние противоречия отличаются своей ролью в процессе развития. Внутренним противоречиям принадлежит ведущая роль, а внешние выступают как условия данного развития. Влияние внешних условий на данный процесс состоит в том, что они могут либо ускорить, либо замедлить его развитие. В целом же роль внутренних противоречий и вообще внутренних факторов, по сравнению с внешними, возрастает при переходе от неживой природы к живой, от живой природы к обществу
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 902;