Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи.
Детерминизм — учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе подобного представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая рассматривается как а) проявление субстанциального единства мира; б) следствие универсального характера развития. Термин «детерминация» происходит от латинского «determinare» (определять, отделять, отграничивать), означает определение предмета через выявление, фиксацию его признаков; формирование объективных признаков предмета под действием объективных факторов.
Существование всеобщей универсальной взаимосвязи явлений выступает исходной предпосылкой детерминизма. Сущность концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий - «причина», «следствие», «закон», «закономерность», «сущность», «явление», «необходимость», «случайность», «условие», «свобода», «возможность», «действительность» и др. С позиций диалектического детерминизма процесс реализации возможности определяется целым рядом фактов, центральными из которых выступает причина, раскрывающая внутреннее противоречие системы, условия, при которых реализуются возможности.
Условие - тип детерминации, связанный с однонаправленным действием внешних по отношению к причине факторов, способствующих раскрытию внутреннего противоречия системы и сопровождающих процесс перехода возможности в действительность от начала и до конца. Однонаправленность действия условий определяется невозможностью обратного воздействия на условия со стороны развивающейся действительности.
В тех случаях, когда осуществляется относительно симметричное взаимодействие сопряженно развивающихся систем, имеет место функциональная детерминация. Так, функционально детерминируют друг друга хищники и их жертвы, обитающие в одной экологической нише.
Необходимость - момент развития, определяемый раскрывающимся противоречием, представляющий относительную устойчивость, повторяемость, целостность и непрерывность, направленность.
Случайность - дополнение и форма проявления необходимости, представляющая относительную неустойчивость, неповторимость, дискретность, отсутствие наперед заданного направления, колебание действительности внутри качественно-количественной меры характеристик. Случайность связана с отклонениями внутри определенной меры условий и других внешних по отношению к причине факторов.
Термин «детерминированная система» определяется как система с однозначной связанностью состояний, в которой предшествующее состояние однозначно и с абсолютной необходимостью детерминирует последующее состояние. Формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями системы дают возможность точно предсказать дальнейшее развитие. Закономерная связь действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов.
Различаются статистическая и динамическая закономерность. Статистическая закономерность — форма причинной связи, определяющая данное состояние системы, ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения, действует во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий системах с большим числом элементов. Различие между статистической и динамической закономерностью относительно, так как динамическая представляет статистическую с вероятностью осуществления событий, близкой к единице, или — в предельных случаях для совершенно неизбежных событий — равной единице. Материальная система неисчерпаема, состоит из множества элементов материи, обладает многообразием внешних связей и качественно меняется с течением времени.
Статистическая закономерность несводима к динамической, что обусловлено:
1) неисчерпаемостью материи, незамкнутостью систем;
2) невозможностью реализации множества тенденций развития, заложенных в прошлых состояниях систем;
3) возникновением развития возможностей, тенденций качественно новых состояний.
Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности. В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т.Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. Лаплас в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия. Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIX века под влиянием развития теории вероятностей (которой занимался П. Лаплас), социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с позиций лапласовского детерминизма:
1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблюдениями, выявляющими отклонения от необходимости, отсутствие "чистого" проявления закона во всех его конкретных воплощениях?
2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма с теорией вероятностей, оперирующей понятием "случайность"?
В трудах Лапласа здесь противоречия не было, ибо он истолковывал субъективистски и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, и вероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самому процессу (объекту). В действительности же вероятность, как уже говорилось, определяет степень возможности проявления объективного по своей природе случайного явления. Размышления над этими вопросами исподволь подтачивали устои лапласовского детерминизма, но прорыв к более широкому пониманию определенности в мире был осуществлен благодаря двум эпохальным событиям в естествознании — дарвиновской теории происхождения видов и в особенности появлению квантовой механики. Выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носят статистический характер, то есть не допускают однозначной предсказуемости и, следовательно, являются законами вероятными.
Говоря о постклассическом, диалектическом этапе в развитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого о самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалось современное понимание детерминизма, в основе которого лежит «случайность формообразующая» (Сачков)
Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что от Эпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения — индетерминизма.
В истории философии известны два вида индетерминизма:
1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования.
2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышления. Многие субъективные идеалисты объявляют употребление этих категорий "психологической привычкой" человека наблюдать одно явление следующим за другим и объявлять первое явление причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная "привычка" (ошибка) нередко встречается, на что обращает наше внимание элементарная логика, именуя эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc — "после этого значит по причине этого". Но ведь дело не в ошибках отдельных людей. Дело в том, что наши понятия "причина", "следствие" и т.п. почерпнуты из познания самой объективной действительности, в которой причинно-следственные связи и другие виды детерминации реально существуют. Открытие статистических (вероятностных) законов было использовано индетерминистами для новых, более аргументированных попыток опровержения детерминизма. Здесь происходило примерно то же, что отмечалось и на других участках философского фронта в связи с проникновением в этот странный, необычный внутриатомный мир: подобно тому обнаружение непонятных и необъяснимых с позиций классической науки черт этого мира породило и тезис об исчезновении причинности. На самом же деле исчезли не материя и причинность, а тот предел, до которого мы знали их, наши представления о материи и причинности стали шире и глубже.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2344;