Античность.
Первые более или менее стройные учения о человеческой психологии появляются в эпоху античности. Древнегреческие философы представляли душу как движение воздуха (Анаксимен) или пламя (Гераклит), или слабый отпечаток мировой души – Космоса.
Гераклит, например, называл Космос «вечно горящим огнем», а душу - его искоркой. Определил разницу между душами ребенка и взрослого человека. По мере взросления душа становится суше и горячее. Степень влажности души влияет на ее познавательные способности. Душа влажная у ребенка и пьяного.
Аристотель считал, что душой обладают все объекты, где есть движение и теплота, и выделял душу растительную, животную и разумную. Его учение о всеобщей одухотворенности мира называется анимизмом.
?
Около 2 тыс. лет назад, в эпоху античности, психика человека объяснялась 2-мя концепциями:
1.Материалистическое учение (Демокрит).
У всего, что существует на Земле, есть душа, а точнее, элементы души. Все состоит из атомов, обладающих разной величиной и подвижностью. И наиболее мелкие и подвижные – это атомы души. Т.е. душа стала пониматься как материальный орган, оживотворяющий тело. Атомы души самостоятельны и подвижны и с их помощью Демокрит объяснял процессы познания, сон, смерть (динамикой движения этих атомов).
После смерти душа рассеивается в воздухе. Пытался объяснить природу ощущений. Ощущения являются контактными, т.к. в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов – эйдолами – которые носятся в воздухе, попадая на органы чувств. Эйдолы истекают от всех предметов (теория «истечений»).
2.Идеалистическое учение (Платон).
Существует идеальный мир, где рождаются и находятся души, а также идеи - совершенные прообразы всех вещей. Все вещи, предметы, в т.ч. и человек стремятся к этому совершенству, являясь как бы вариациями этих идей, понятий.
Душа не материальна, и познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело. Поэтому, мышление – репродуктивно.
Платон классифицировал душевные явления на разум (в голове), мужество, «волю» (в груди) и вожделение, «мотивацию» (в брюшной полости). Преобладание той или иной части определяло индивидуальность человека и соотносилось с его социальным положением (разум - для аристократов, мужество – для воинов, вожделение – для рабов).
Душа бессмертна, постоянна, она – хранительница нравственности. Хорошая только разумная часть души, а все чувства и страсти – зло.
Платон представлял душу как повозку, где дикий и некрасивый конь – низшая душа, податливый и красивый – высшая, а возница – рациональная часть души, разум.
Материалистическое понимание души подкреплялось успехами античных врачей. Так, благодаря разрешению вскрывать трупы «безродных» людей, были подробно описаны различные отделы головного мозга, была установлена связь между количеством извилин и совершенством головного мозга, связь между органами чувств и мозгом, разница между чувствительными и двигательными нервами, определены типы темперамента (Гиппократ определил темперамент как преобладание одного из соков организма – желчи, черной желчи, крови, слизи) и др.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1259;