СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
1. ИДЕИ И ОБЩЕСТВО
В отличие от О. Конта он не считает, что «идеи» (ментальный фактор) имеет существенное значение в культуре: «…хотя передовые идеи, раз установившись, и влияют на общество и на его дальнейший прогресс, однако установление таких идей зависит от способности общества их воспринять. На практике национальный характер и социальное состояние определяют преобладающий ход идей; таким образом, отнюдь не идеи определяют социальное состояние и национальный характер. Изменение нравственной природы человека, порождаемое постепенным беспрерывным воздействием дисциплины в социальной жизни, есть главная непосредственная причина прогресса общества» (Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск. 1999. С.606-607)
Для Спенсера: «Усредненное мнение в любое время и в любой стране является функцией социальной структуры этого времени и этой страны» (Spenser H. The study of sociology. N.Y., 1891. P.390)
«..законы, управляющие поведением, вовсе не являются, как то многие решительно утверждают, последствием соглашений, обдуманно созданных в то или другое время. Напротив того, они суть естественные и постепенно развивающиеся продукты общественной жизни» (Спенсер Г. Начала социологии. Обрядовые учреждения. Киев. 1880. С.332)
Суть тут интересна. Не только тут разговор идет о влиянии идей и общества, но того, то эти идеи, если и действуют на общество то довольно неадекватно, ибо сознательные действия не руководствуются искусственными соглашениями разума, а естественными, часто нам непонятными причинами.
2 СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Согласно Г. Спенсеру, развитое общество состоит из трех систем. Поддерживающая система - это система, которая обеспечивает материальные потребности людей. Распределительная система обеспечивает систему взаимодействия частей общества по принципу разделения труда. Регулятивная система в лице государства обеспечивает управление.
Воинственный тип общества характерен централизацией и иерархическим порядком власти. Церковь также похожа на военную организацию, а религия является воинствующей идеологией
В индустриальном обществе торговля имеет большее значение, чем военные завоевания, социальная организация демократизируется.
Институты или учреждения. Г. Спенсер является тем мыслителем, который ввел в употребление понятие общественного института. Имеется шесть типов учреждений: домашнее, обрядовые, политические, церковные, профессиональные* и промышленные. Все они являются продуктами медленной эволюции.
3. ФАКТОРЫ ПРОГРЕССА
Основным фактором прогресса Г. Спенсер считает, в противоположность О. Конту, социальный фактор. Но это относится лишь к раннему периоду его творчества.. В более зрелый период творчества он придерживается многофакторного характера общественной эволюции. Он подразделяет группы факторов на «первичные» и «вторичные». А также производит разделение этих групп факторов на «внешние» и «внутренние». К внешним факторам относится физико-географические условия: климат, почву, флору и фауну. Внутренний фактор – это само устройство человека, его психология. Но это первичные факторы. Вторичные же факторы – это факторы которые вызваны «деятельностью гобществ». К их числу он относит опять-таки изменение географической среды, которая происходит под воздействием человеческой деятельности. Другой вторичный фактор – это возрастание плотности нваселения. Третьим он считает взаимное влияние общества на личность и обратно. Четвертый фактор – это воздействие других обществ. Он также рассматривает фактор орудий труда.
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Общества различаются как по структуре (простое, сложное и т.д.),так и по преобладающей в них системе организации(военной или промышленной).Воинственный тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Всю жизнь здесь подчиняется дисциплине. Даже церковь похожа на военную организацию, а религия является воинствующей. Индивид принудительно подчиняется целому. В индустриальном обществе торговля имеет большее значение, чем война: появляется политическая свобода, социальная организация становится более гибкой, власть рассматривается как выражение воли индивидов, а кооперация индивидов становится добровольной» (Кон И.С. «Позитивизм в социологии» Л.,1964. С.27-28)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 778;