ТРАДИЦИЯ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
Географические открытия во второй половине XVIII века оказали огромное влияние на развитие биологии. Во всех морских экспедициях принимали участие и ученые, которыми был собран огромный фактический материал.
Эволюционизм – это основной «архетип», который определил менталитет человека второй половины XIX века. Термин «эволюция» применялся в середине XVIII в. А. Галлером (1708-1774) и Ш. Боннэ (1720-1793), но он относился к индивидуальному развитию организмов и трактовался ими в преформистском смысле: как механическое, количественное развитие предшествующего.
Сейчас эволюционный процесс интерпретируется, к примеру, следующим образом: «..эволюционный процесс – это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация. Эволюция была бы невозможна и без повышения устойчивости и надежности действия таких новых адаптаций» (Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. (1859-1920). Л.,1973. С.23).
МАЛЬТУС Т. (1766-1834)
Томас Роберт Мальтус известен скандально известной книгой «Опыт о законе народонаселения» (1798). Мальтус сформулировал закон убывающей доходности от вложения капитала и труда. Свою работу Мальтус писал в полемике с У. Годвином и Ж. А.Н. Кондорсе, которые утверждали о возможности человека к бесконечному самосовершенствованию.
Реакцией на теорию Мальтуса был предложен феномен насыщения в 30-х годах XIX века а. Кетле. Согласно ему рост населения идет не по кривой Мальтуса, а по S- образной кривой. Математически эту кривую представил коллега А. Кетле математик П.Ф. Верхальст
В 1924 году биолог и математик Р. Перл, когда ознакомился с трудами П.Ф. Верхальста сформулировал закон Верхальста-Перла. Самое интересное, что все социальные процессы действуют по этому закону.
Сейчас в связи с перенаселением планеты имя Мальтуса возникает заново. Вот что пишет П. Кеннеди: «Мальтус был полностью прав в том, что удвоение населения страны каждые 25 лет должно повлечь за собой несоответствие между потреблением и наличными ресурсами. Однако он не учел способность науки и техники совершенствовать возможности перемещения людей, товаров и услуг, увеличивать урожайность в сельском хозяйстве и стимулировать инновации в производстве товаров, что позволило более производительно использовать существующие и создавать новые ресурсы, позволяющие удовлетворить растущие потребности энергичного и жизнеспособного населения» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М. 1997. С.24).
« В общем британцы ускользнули из «мальтузианской ловушки» через три двери: миграцию, аграрную революцию и индустриализацию» (Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М. 1997. С.25)
ГЛАВА 2 ДАРВИНИЗМ
ДАРВИН
Дарвин испытал большое влияние идей униформизма, который был исходным во взглядах Геттона и Ч. Лайеля. Дарвин принял эволюционизм Ламарка и занялся изучением процессов изменчивости видов. На корабле «Бигль» Дарвин совершил кругосветное путешествие (1831-1836). Это позволило ему убедиться в разнообразии физических и биологических процессов. Во время путешествия у Дарвина зародилась идея о механизме сохранения в процессе отбора случайных изменений отдельных признаков у животных и растений.
Примерно в это время исследователь тропиков Альфред Рассел Уоллес пришел в аналогичным выводам. В 1848 году Уоллес сопровождал Генри У. Бейтса в экспедиции по реке Амазонка.
Со своими идеями Ч. Дарвин выступил .. Основы эволюционной теории Ч. Дарвин начал разрабатывать с 30-х годов, но воздерживался от публикации своих идей. Только публикация статей А. Уоллеса (1823-1913) инициировала выход его работы.
Идея происхождения человека из обезьяны стара как этот мир, но во второй половине она получила общемировоззренческое звучание. Но рассматривать это утверждение Ч. Дарвина, как научное открытие неправомерно. В очень популярной и читаемой всеми в Средневековье и вплоть до XVIII века «Истории животных» Аристотеля говорится определенно: «Некоторые животные близки по своей природе к человеку и к четвероногим, как обезьяны, кебы и кинокефалы» (Аристотель История животных. М.,1996. С.108) [Кеб- хвостатая обезьяна, кинокефалы – это павианы]
Почему идеи Дарвина получили такой широкий резонанс в европейском обществе? Дело в том, как правильно подмечает Э. Фромм: «В то время как теория воспитания тесно связана с революционными надеждами восходящей буржуазии XVIII в., основанное на дарвинизме учение об инстинктах отражает мировоззрение капитализма XIX в. Капиталистическая система идет к гармонии через жесточайшую борьбу всех против всех. Для утверждения капитализма в качестве нового естественного строя очень важно было доказать, что и человек – самый удивительный и самый сложный феномен природы – является результатом конкурентной борьбы «всех против всех» – всех живых существ, всех биологических видов с самого начала существования жизни. Тогда развитие жизни от одноклеточного организма до человека можно было объявить величайшим примером свободного предпринимательства, когда в конкурентной борьбе побеждают сильнейшие и вымирают те, кто неспособен идти в ногу с развивающейся экономической системой» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994 с.76)
. Это сходство отмечал, в частности, еще Плиний Старший в своей всем известной «Естественной истории», который подчеркивал, что обезьяны – это животные, которые наиболее сходны с человеком. Хотя это утверждение сопровождал явным «перебором», ссылаясь на свидетельства , что даже видели, что обезьяны играли в шахматы…
Клавдий Гален (130-201 гг. н. э.) считал обезьян «смешными копиями» людей. Альберт Великий считал также обезьян наиболее близкими к человеку. Карл Линней объединил человека и обезьян в один отряд. в общем свидетельств до бесконечности.)
Как пишет Ч. Дарвин: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими животными, оно только количественное, а не качественное» (Дарвин Ч. Сочинения. Том 5 М, 1953 с.239). Или он более подробно развивает эту точку зрения: «Мы должны, однако, признать, что человек со всеми его благородными качествами, сочувствием, которое он распространяет и на самых отверженных, доброжелательством, которое он простирает не только на других людей, но и на последних из живых существ, с его божественным умом, который постиг движение и устройство солнечной системы, человек со всеми его способностями, - тем не менее носит своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения» (Дарвин Ч. Сочинения. Т.5 М., с.656)
§2. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДАРВИНА: ГЕКСЛИ Т., Э.ГЕККЕЛЬ
1. УОЛЛЕС А.
Может быть поставлено вместе с именем Дарвина, ибо он параллельно с Дарвиным пришел к идее изменяемости видов под влиянием борьбы за существование. Но он сразу признал приоритет Дарвина. И далее посвятил свою деятельность защите дарвинизма.
Уоллес в течение 1854-1862 гг. занимался исследованием Малайского архипелага, где обнаружил отчетливую границу, между территориями с различными формами местных млекопитающих, которая проходит между островами Калимантин (Борнео) и Бали на западе и островами Ломбок и Сулавеси (Целебос) на востоке. Эта границу потом назвали линией Уоллеса. На основе этого Уоллес пришел к выводу о значении «естественного отбора» в формировании разнообразия организмов. Эта гипотезу он изложил в небольной статье «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа», которую вместе с письмом отправил Ч. Дарвину. Это письмо пришло как раз в то время, когда Дарвин собирался представить Лондонскому королевскому обществу статью с той же гипотезой. В результате в 1858 году идея «естественного отбора» была высказана в совместной публикации Дарвина и Уоллеса.
«Происхождение видов» было издано в Лондоне в 1859 году 0 в год смерти Гумбольдта и Риттера.
2. ГЕКСЛИ Т.
Томас Гексли еще в 1863 году выступил публично в пользу животного происхождения человека. Автор книги «О положении человека в природе» (1863). Алексеев ВА1963. Вып.14.. Взгляды Геккеля несколько отличаются от классического дарвинизма. Он считал, что прямое приспособление и правило естественного отбора – два механизма эволюции. В этом отношении он соединяет точку зрения Ламарка и Дарвина.
«Настоящие люди произошли из обезьяноподобных людей путем постепенного развития животных звуков в членораздельную речь. Рука об руку с развитием этой функции, конечно, шло и развитие его органов, именно лучшая дифференцировка гортани и мозга»
Геккель признак прямохождения не считает существенным.
«Именно речь, несомненно, создала глубочайшую пропасть между человеком и животными и обусловливала важнейшие успехи душевной деятельности и связанное с нею усовершенствование мозга. Правда и у многих животных существует ряд способов для выражения ощущений, мыслей и желаний - частью это жесты, частью прикосновение, частью различные звуки. Однако настоящая членораздельная речь, состоящая из слов, складываемых из отдельных слогов, слова- образуют вместе фразы, - а уж это свойство, сколько известно, является исключительным достоянием человека.(Э.Геккель Естественная история миротворения Кн.2 Спб 1909 13968.314).
«вам вероятно не покажется преувеличением мое утверждение, что душевная жизнь высших животных постепенно дошла до такого состояния, в котором мы встречаем ее у человека. Ведь если вы захотите провести здесь резкую границу, то ее* пришлось бы провести как раз между высококультурным человеком с одной и дикарем с другой стороны, а последнего пришлось бы в этом отношении отнести к животным» (там же, с.376-377)
«От этого социального и нравственного варварства мы никогда не освободимся путем искусственного, взвинченного воспитания, путем одностороннего и недостаточного образования, внутренней ложью и внешней мишурой нынешней цивилизации. Скорее необходимо сделать поворот в сторону природы и к более естественным отношениям. Этот поворот возможен, однако, лишь тогда, когда человек понял и усвоил свое истинное «место в природе».(там же, с.380).
ГЕККЕЛЬ
Геккель является общепризнанным лидером филогенетического направления. Первоочередной задачей эволюционной биологии было построение «большой филогении». Сутью этого направления было построение для каждого таксона филогенетического дерева. В результате этих исследований были выявлены общие законы эволюции. Это «биогенетический закон» (Ф. Мюллер, А.О. Ковалевский, Э Геккель), закон необратимости эволлюции (Л. Долло)
Геккель не был ортодоксальным дарвинистом, ибо допускал, что признаки, которые организм приобрел путем приспособления во время своей жизни и которыми не облдали его предки, при благоприятных обстоятельствах могут передаваться потомкам.
Т.е. он был сторонником ламарко-дарвинизма. Но при этом он выступал резко против идей целесообразности процессов эволюции, против идей целенаправленного плана эволюции. Вообще он выступал больше как публицист и пропагндист идей дарвинизма, а не как его теоретик.
КРИТИКИ ДАРВИНА
Дарвинизм почти сразу подвергся критике. Против него выступили и геологи-эволюционисты А.Сэджвик и Ч. Ляйель. Аргументация шла в русле идей П. Палласа и Ж.Кювье. Естественно шла критика со стороны клерикалов. Но эта критика мало повлияла на спонтанное распространение идей дарвинизма. Интересны альтернативные схемы эволюции. Интересно выступление против дарвинизма А. Кёлликера, который в работе «О теории Дарвина» (1864) выступил со своей концепцией эволюции – «гетерогенного размножения». По его мнению, новые формы образуются не согласно большей их адаптируемости и «полезности», а случайно. Так же этот процесс эволюции идет не постепенно, а скачкообразно под действием неясного для человека «великого плана развития». Также интересно выступление против дарвинизма Нэгели, который также критиковал принцип «полезности». Он выступил против универсального характера естественного отбора. Этот механизм имеет значение для физиологических аспектов, а не для самой организации организма – существует независимый от него «принцип совершенствования»
Также надо отметить Бэра, который выступал против дарвинизма с точки зрения шеллингианской философии, исходя из которой он придерживался мнения о целенаправленности эволюционных процессов в Космосе, стремящихся в высшей цели и руководимых разумом.. для него вся история природы – это история победы духа над материей.
Выступил против дарвинизма, в частности, Э. Зюсс, сторонник неокатастрофизма. Он утверждал, что в эволюции происходят мгновенные мутационные процессы, носящие взрывной характер, но после этого идет долгий период достаточно стабильного существования определенных видов. Эта концепция была основана на базе палеоботаники, исследования показали, что часто отложения соседствующие друг с другом представлены разными по строению остатками животных, и между ними нет преемственности ни по типу, ни по строению. Это заметил В. Вааген (1869). Он считал, что эволюция движется под воздействием двух сил. Первый – это разнообразные географические условия, которые придают определенное разнообразие видам. Но существует «внутренний закон», который вызывает периодические мутации взрывного характера, изменяя сразу все виды. Эти явления масштабных мутаций, меняющих полностью фауну и флору ландшафтов, назвались потом «мутациями Ваагена».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Поляков И.М. Курс дарвинизма. М., 1941.
2. Романес Г.Д. Теория Дарвина и важнейшие ее применения. М., 1899. (368469)
3. Тимирязев К.А. Чарльз Дарвин и его учение.
4. Тихомиров А.А. Судьба дарвинизма. СПб., 1907.
5. Берман З.И., Зеликман А.Л. История эволюционных учений в биологии. М.-Л., 1966.
6. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. (1859-1920 годы). Л.,1973.
7. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М., 1967.
8. Кёлликер А. О дарвинистской теории творения \\ Отечественные записки. 1864 №10-11.
9. Котс А.Ф. Этюды по теории эволюции. М.,1914.
10. Холодковский Н.А. Теория Дарвина, ее критика и дальнейшее развитие \\ Русское богатство. 1888, №1,4.
11. Чайковский Ю.В. Истоки открытия Дарвина \\ Природа. 1982. №6.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 925;