Основные идеи эволюционизма
В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Эволюция как всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат.evolutio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах. Этот восходящий путь развития может чередоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрессу, но это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволюционном развитии. Весьма привлекательными и гуманными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобщности его культуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных элементов. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы. Все это составляет культуру, которая имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью.
Более подробно концепция эволюционизма в культурологии разработана в книге Э. Тайлора «Первобытная культура».
Эдвард Бернет Тайлор (1832-1917) — всемирно признанный классик эволюционной теории в истории культуры. В 1871 г. вышел фундаментальный труд Э. Тайлора «Первобытная культура», который принес ему всемирную известность.
В книге Э. Тайлора «Первобытная культура» 15 глав, посвященных науке о культуре, развитию материальной и духовной культуры, пережиткам в культуре, мифологии, анимизму. Приступая к исследованию, он дает определение культуры, или цивилизации, в широком смысле. Культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Все эти явления культуры можно найти у каждого народа, и это единообразие свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.
Обращение к музейным коллекциям первобытной культуры (топоры, молотки, пилы, рыболовные сети, плетение, способы добывания огня, мифы о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обычаи посвящения юношей, обряды свадеб и погребений) обнаруживает поразительное сходство и повторяемость. Различия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути. Пользуясь предложенным в 1768 г. шотландским ученым Адамом Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, Тайлор раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития техники, материальной и умственной культуры.
Как отмечает Тайлор, движение вперед оставило позади немало положительных качеств характера. Дикарь, принимающий нечто из чужой культуры, слишком часто утрачивает свои грубые добродетели, не приобретая взамен ничего равноценного. Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобретения давно угасших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе, ее ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движение, устремленное вперед, являются выражением подлинно типических свойств человечества», — заключает Тайлор.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 973;