ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
Эрих Фромм известен своей работой «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), в которой он рассматривает человека как агрессивное и деструктивное существо. Человек, по его мнению, «… отличается от животных именно тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовлетворение. Это та самая биологически аномальная и филогенетически не запрограммированнная «злокачественная» агрессия, которая представляет настоящую проблемы и опасность для выживания человеческого рода; выяснение же сущности и условий возникновения такой деструктивной агрессиии как раз и составляет главную цель этой книги» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.23)
«Внутривидовая агрессивность имеет следующие признаки:
а) У большинства млекопитающих она не носит кровавого характера и не имеет цели мучить или убить «сородича»; агрессивность выполняет в основном роль угрожающего предупреждения. У большинства млекопитающих имеется много зубов№ между особями бывают ссоры и стычки, но дело редко доходит до кровавых и смертельных драк, как у людей.
б) Деструктивное поведение наблюдается только у ряда насекомых, рыб и птиц, а из млекопитающих – только у крыс.
в) угрожающая поза – это реакция на то, что животное воспринимает как угрозу своим витальным интересам; и поэтому с позиций неврологии такое поведение можно считать «оборонительной агрессивностью».
г) Нет ни одного доказательства того, что у большинства млекопитающих якобы существует спонтанный агрессивный импульс, который накапливается и сдерживается до того момента, пока «подвернется» подходящий повод для разрядки» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.97).
«Именно потому, что человек хуже всех живых существ вооружен инстинктами, ему не так легко удается распознать, идентифицировать своих собратьев, как животным. Для него играют роль другие признаки – речь, одежда, обычаи и нравы. То евсть отделить «своего» от «чужого» человеку позволяют критерии скорее психического, чем физического характера. Следствием этого становится тот парадокс, что ввиду отсутствия соответствующего инстинкта у человека вообще слабо развиты «чувство рода», «сопричастности», «братства», ибо чужого он ощущает как представителя другого биологического вида. Иными словами, сама принадлежность к человеческому роду делает человека таким бесчеловечным» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.114)
«Чем ниже уровень цивилизации, тем реже войны..» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.187)
«… только человек подвержен влечению мучить и убивать и при этом может испытывать удовольствие. Это единственное живое существо способное уничтожать себе подобных без всякой для себя пользы или выгоды» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.189-190)
«Если же мы подойдем к вопросу о человеческой эволюции с позиций исторического (а не индивидуального) времени, то мы можем сказать, что человек в подлинном смысле этого слова родился всего несколько минут назад. Или более того, мы можем даже принять такую точку зрения, что процесс его рождения еще не окончен, что пуповина еще не перевязана, что при родах возникли осложнения и потому все еще остается сомнение – родится ли наконец человек, или речь идет о мертворожденном младенце» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.191)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Фромм Э. Кризис психоанализа (Очерки о Фрейде, марксе и социалньой психологии). СПб. 2000.
2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. 1994.
3.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 849;