СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ НЕОМАРКСИЗМА
Неомарксизм возник в недрах Франкфуртской школы, когда Макс Хоркхаймер(1895-1973) становится в 1931 году во главе Института социальных исследований при университете в Фракфурте-на-Майне, хотя формирование взглядов Хоркхаймера и его сподвижников : Т.В. Адорно (1903-1969), Ф. Поллока (1894-1970), Г. Маркузе(1898- ), Э. Фромма(1900- ) началось уже в 20-х годах. Сам Институт социальных исследований как теоретических орган СДПГ, возник в 1923 году из-за либерализации политического режима при Веймарской республике. Первоначально его возглавлял сторонник австромарксизма К. Грюнберг. Карл Грюнберг сыграл положительную роль в популяризации идей западного варианта марксизма, в публикации многих документов из архива К.Маркса и Ф.Энгельса. В этот период в Институте социальных исследований занимались в основном политико-экономических исследований. С приходом же М. Хоркхаймера стало проявляться большое внимание к философской проблематике. С 1932 года стал выходить печатный орган этого института – «Журнал социальных исследований». Но в связи с угрозой прихода фашистов к власти деятельность института была свернута, хотя журнал продолжал выходить сначала в Париже, затем после окупации немцев Франции в США. Известная «критическая теория» Франкфуртской школы возникла уже вне Германии.
1. ПРЕДТЕЧА НЕОМАРКСИЗМА
На формирование идей Франкфуртской школы оказали работы Д.Лукача «История и классовое сознание» (1923) и К. Корша «Марксизм и философия» (1923)
Марксизм занимает большое место в современной французской культуре. Коммунистические идеи (и иногда в крайней форме «маоизма») занимают достаточное место. Большими тиражами изданы произведения всех классиков марксизма. «Библией» неомарксизма, по словам М.Мерло-Понти, является работа раннего Д. Лукача «История и классовое сознание»(1925). Хотя, к сожалению, неомарксисты прошли вниманием истинные истоки эго философии, которая имеет фундаментом «сильную» версию социологической интерпретации познания, которая дана другим «неправедным» марксистом А. Богдановым.
1. ЛУКАЧ Д. (1885-1971)
Дьердь Лукач – философ и эстетик. Образование получил в Будапеште, Берлине и Гейдельберге. С 1918 г. – член Венгерской компартии. В 1919 – нарком по культуре Венгерской республики. После падение республики работал в Вене. В 1920-1945 гг. жил в Москве. В 1945 году вернулся в Венгрию. Был профессорм эстетики и философии Будапештского университета. В 1956 году входил в правительство Имре Надя.
1.ТЕОРИЯ «ПРАКСИСА»
2. ЭСТЕТИКА
3. ОНТОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ
Вот что пишет Д. Лукач: «отношения между людьми принимают характер вещности и получают, таким образом, форму «призрачной предметности», которая в своей строгой, с виду вполне замкнутой и рациональной, внутренней закономерности скрывает всякий след её истинной сущности, след отношений между людьми» (Lukacs G. Frühsehriften. II.Berlin und Neuweid, 1968. S.259-260)
«Основой этой универсальной калькуляции может быть, с одной стороны, не что иное, как уверенность в том, что опутанной такими понятиями действительностью мы и в самом деле можем овладеть. С другой стороны, обнаруживается, что если даже предполагается полное проведение этой универсальной математики, такое «овладение» действительностью может быть не чем иным, как объективно предельном созерцанием того, что получается – с необходимостью и без нашего содействия – из абстрактной комбинаторики и пропорций» (Ibid, S.276)
2. КОРШ К. (1886-1961)
Карл Корш известен своей работой «Марксизм и философия»(1923). За свои взгляды был осужден Третьим Интернационалом. Во втором издании книги «Марксизм и философия»(1930) Корш критиковал не только Каутского, но и Ленина. Гносеологическую концепцию Ленина он считает примитивной, «диктатура пролетариата» же есть просто диктатура партийной элиты над рабочим классом. С приходом нацистов к власти Корш эмигрировал в США, где в 1938 году опубликовал книгу «Карл Маркс».
В своей работе он писал об упразднении философии, обосновывая это тем, что философия есть идеология, а идеология – это ложное сознание. Это типичная для того времени установка. При коммунистическом строе, строе «пролетарском», философия должна быть упразднена.
ХОРКХАЙМЕР
ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Книга была написана в 1940-41 гг., но издана в 1947 году.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 841;