МАРКУЗЕ Г.(1898-1979)
Герберт Маркузе в период революции в 1918 г. примыкал к левым социал-демократам, после этого получил философское образование в Берлинском и Фрейбургском университетах, был ассистентом М.Хайдеггера. Далее он примкнул с «франкфуртцам». Пытался в начале «сочетать» Маркса с Хайдеггером. В начале 30-х годов он выступал с «теорией отрицания настоящего». Г. Маркузе известен прежде всего своей работой «Одномерный человек»(1964). Также он автор работ: «Эрос ицивилизация» (1955).
ОДНОМЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
«Культура – это методическое принесение либидо в жертву, его пинудительное переключение на социально полезные формы деятельности и самовыражения.
Эта жертва принесла недурные плоды: в технически развитых странах цивилизованного мира практически завершился процесс завоевания природы, в результате чего стало реальным удовлетворение умножающихся потребностей для большего, чем когда-либо прежде, * количества людей» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.XXIII-XIV)
Но далее он пишет: «Однако ускорение прогресса, похоже, лишь усугубляет несвободу. Повсюду в мире индустриальной цивилизации господство человека над человеком возрастает в объеме и в степени воздействия. И эта тенденция отнюдь не кажется случайным шагом назад, свойственным переходному моменту на пути прогресса. Концентрационные лагеря, массовые истребления людей, мировые войны и атомные бомбы вовсе не «рецидив варварства», а безудержная реализация достижений современной науки, технологии и власти. И с наибольшей эффективностью подчинения и уничтожения человека человеком происходит именно на высоком уровне развития цивилизации, когда материальные и интеллектуальные достижения человечества, казалось бы, позволяет, наконец-то, создать подлинно свободный мир» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С. XIV).
«И только одна форма умственной деятельности «стоит особняком» по отношению к новой организации психического аппарата и остается свободной от власти принципа реальности: фантазия, защищенная от культурных изменений, сохраняет приверженность принципу удовольствия» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.4)
«Фантазия играет важнейшую роль в психической структуре в целом: она связывает глубочайшие слои * бессознательного с высшими продуктами сознания (искусство), мечту с реальностью; она сохраняет архетипы рода, незыблемые, но вытесненные представления коллективной и индивидуальной памяти, табуированные образы свободы» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.143-144)
«Как глубинный, независимый психический процесс фантазия обладает собственной истинной ценностью, опирающейся на собственный опыт, а именно – опыт преодоления антагонистической человеческой действительности. Воображение предвосхищает примирение индивида с целым, желания с осуществлением, счастье с разумом. И хотя принципом реальности гармония была вытеснена в утопию, фантазия гнастаивает на ее превращение в реальность, а также на том, что она зиждется на знании. Первоначально воображение осуществляет свои истины тогда, когда она находит для себя форму, т.е. создает универсум восприятия и понимания, субъективный и объективный одновременно. Это происходит в искусстве. Таким образом, анализ когнитивной функции фантазии ведет к эстетике как «науке о красоте»: в основе эстетических форм лежит вытеснение гармонии чувственности и разума – вечный протест против жизни, организованной логикой господства, критика принципа производительности» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.146-147)
Критика тоталитаризма.
БЛОХ Э.(1885-1977)
Эрнст Блох является известен как создатель «философии надежды». Среди его учителей были Зиммель, Лукач, Ясперс, М.Вебер. С приходом нацистов к власти вступает в коммунистическую партию, несколько лет живет в Цюрихе, Вене, Праге, Кембридже. С установление ГДР он стал профессором философии в Лейпциге. Обвиненный в ревизионизме, он был отстранен от преподавания, а его книга «Принцип надежды»(в 3 т.,1954-1959) была конфискована, друзья и несколько его студентов были арестованы. Последние годы жизни он преподавал в Тюбингене.
Принцип надежды. Феноменология религии.
«Примечательна притча Келлера о собаке, которой вымазали нос творогом, и теперь она весь мир считает творогом. Удачно подходит сюда то, что Бэкон назвал призраками места, «идолами» индивидуальной «пещеры», всеобщего «рода», «рынка, формирующего клише», исторически пленяющей «сцены» (традиции). Последнее словно бы ставит перед глазами театральные декорации, обозначающие мир. Чувство нашего места и ограниченной, следовательно, искаженной перспективы пришло поздно. Оно еще долго не исполняло свои обязанности, в том числе и у тех, кто презирает свои цепи»(1.61)
«Заблуждение является человечным, но еще более человечным является сомнение, направленное против заблуждения, которое успокаивает, и не впадающее в более опасное заблуждение (скепсис как отклонение от истины). Сомнение – это антиржавчина (но, конечно, не антизолото)»(1.62)
«Модельное мышление, выросшее из скепсиса становиться, следовательно, элементом предвосхищающего познавательного тезиса, утопически находящейся впереди фантазии в познании..»(1.66)
«Вперед-мечтам свойственно рисовать образные картины. Понятие присоединилось сюда позднее, в делах Мора и его последователей оно долго казалось не существенным. Правда, так кажется – совершенно ошибочно – лишь с первого взгляда, но все же облачение этих образов было непрерывно повествовательным»(1.131)
«Несмотря на тесную материальную взаимосвязь между определенным базисом и надстройкой, посредством его определяемой, но и влиящей на него, очевидно, что прогресс в них происходит не обязательно одинаково в одном темпе и одного ранга»(1.151)
«Механическое время (Uhrzeit) является равномерно разделенным и движется равными шагами; оно «неутомиомо» идет, формально не изменяясь. Оно может быть представлено с помощью ряда цифр и тем самым выражено; именно поэтому и стали возможным циферблат и календарь. Однако так отмечаемое продвижение вперед совершенно безразлично содержанию, которое в это время происходит или не происходит. Механическое время абстрагируется от переживаемого, становится абстрактным, оно выпрямляет пережитое ценой упорядоченного оцепенения. Это оцепенение неизбежно для рационального измерения времени, также как и для измерения рабочего времени (как бы в дальнейшем оно качественно различно не оценивалось), исторической хронологии, юридического срока договора, и метроном для временных видов искусства есть то же самое, что дюймовая линейка для больших пространственных измерений»(1.156)
«Время вообще даже близко не играет в физическом смысле той роли, как пространство, которое мыслилось формально равномерным. Оно не играет этой роли и у Галилея, который, однако, особенно продвинул решение вопроса о неравномерно ускоряемом движении. А также у Ньютона, у которого время (t) лишь количественно представляло «текущую» независимую переменную, чтобы иметь возможность в цифровом выражении определить точные переходы границ. Такие существенные признаки исторического времени, как направленность и необратимость, с тех пор отсутствуют в физических уравнениях. Только второй закон термодинамики, затрагивая так называемую смерть от холода в замкнутой системе, свидетельствует о необратимой направленности во временном понятии, выраженной в не-уравнении; но этот второй главный закон – закон энтропии более всего чужд по своей структуре основным физическим законам»(1.159)
«Целые культуры находятся не только во времени, времени своего периода, но содержат в своих мифологиях(религиях) собственное время, которое передается их единичным культурно-временным формам; здесь можно указать на почти полностью лишенный будущего греческий модус времени и на богатый будущим модус христианский»(1.162)
«..сам прогресс течет не в гомогенном ряду времени, а в различных уровнях времени, лежащих вверху и внизу. Он протекает в многообразно выявляющемся гуманном единстве окончания и успеха. Действительно общее, единое время исторического и мирового процессов прорастает повсюду, как временная форма начинающегося тождества, то есть неотчужденности в отношении человека к человеку и к природе»(1.165)
«По кругу движется многое, если не все. Но по своему возникновению это многое различно, даже когда оно постоянно обусловлено предпосылками. То, что только двигается, то есть меняет лишь свое место, может еще оставаться тем же самым. Напротив, движущееся возникновение меняется качественно, прежде всего в самом Самодвижущемся. При этом возникает Новое, и это Новое, в отличие от движения, необратимо. И когда в Становлении Ставшее снова исчезает, отступает, прежнее состояние никогда не восстанавливается»(1.316)
«К тому, что образует сферу утопического, прежде всего относятся особые утопические страны целительного, технического, архетектурного и географического свойства и измерения. Ведь на родовой территории утопии социальные утопии не являются единственными: наряду с разрисовыванием в них возможного человеческого счастья имеют место рационгальные образы человеческого достоинства, разработанные в виде учения о естественном праве» (Блох Э. Тюбингенское введение в философию Екатеринбург, 1997 с.127)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург,1997.
2. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995.
§3 ФРЕЙДОМАРКСИЗМ: ФРОММ Э.(1900-1980)
Эрих Фромм в 20-х годах работал в качестве психоаналитика. После эмиграции в США совместно с известной «дамой» психоанализа, страдающей комплексом «кастрации» К. Хорни (1885-1953) стал основателем американской школы неофрейдизма.
ФРЕЙД И МАРКС
По Фромму, психоанализ и исторический материализм сродственны по своим исходным материалистическим интенциям, они ставят в основу не «идеи», а реальную жизнь с её потребностями и желаниями. Человек испытывает две основных потребности: это потребность к воспроизводству себя как вида – сексуальная потребность, и потребность в питании и т.п. Фрейд ставит в основу человеческих мотиваций инстинкт и конкретно, удовлетворение сексуальных потребностей; Маркс же ставит в основу человеческой культуры его хозяйственную деятельность, которая служит для удовлетворения его физиологических потребностей.
«Применяя метод психоаналитической индивидуальной психологии к общественным явления, мы обнаруживаем, что явления социальной психологии следует понимать, как процессы, включающие в себя активную и пассивную адаптацию системы инстинктов к социально-экономической ситуации. В некоторых фундаментальных отношениях система инстинктов сама по себе является биологической данностью; однако она весьма изменчива. Роль первичных формирующих ее факторов отводится экономическим условиям. Семья – это основная среда, через которую экономическая ситуация оказывает свое формирующее влияние на психику индивудуума. Задача социальной психологии – объяснять общие социально значимые психические установки и идеологии – и в особенности их корни в бессознательном – с точки зрения влияния экономических условий на стремления либидо» (Фромм Э. Кризис психоанализа (Очерки о Фрейде, марксе и социалньой психологии). СПб. 2000. С.138).
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА
«…характер – это относительно постоянная система всех неинстинктивных влечений (стремлений и интересов), которые связывают человека с социальным и природным миром. Можно понимать характер как человеческий эквивалент животному инстинкту; как вторую натуру человека» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С.197)
3. БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ?
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 644;