Нравственная позиция оратора
Хорошо известны и слова Квинтилиана: "Хочешь быть хорошим оратором — стань сначала хорошим человеком."
— чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции.
— дружелюбие. Оно проявляется в выражении лица, глаз, тональности, интонациях.
Внешний облик
Особенно важен внешний вид оратора в тех случаях, когда предполагается небольшая по объему, но важная речь, и у человека нет возможности полностью показать себя в речи.
Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Хорошее впечатление, произведенное на слушателей с первого взгляда, может оказаться важным компонентом успеха. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4–6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента
Обычно все пособия по риторике предлагают выступать исключительно в деловом костюме. Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строгости в одежде, встречающиеся во всех учебниках по советскому ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь.
Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное — серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин — это темный костюм.
В выборе одежды и внешнего вида нужно руководствоваться соответствием ситуации и потребностям аудитории.
Голосовые и кинетические средства воздействия
• Звуковые – темп, ритм, интонация и т.д
Рекомендации:
• Говорите настолько тихо, насколько возможно, и настолько громко, чтобы вас без особых усилий услышали;
• Произносите речь не монотонным голосом;
• Подбирайте терминологию и стиль, понятные для слушающих;
• Если слушатели устали, адресуйте им риторические вопросы, меняйте тембр, громкость, делайте паузы;
• Избегайте высказываний «я – вы»
Умение оратора правильно озвучить речь:
как нужно пользоваться голосом для каждой страсти, например, когда следует [говорить] громким голосом, когда тихим, когда средним, и как нужно пользоваться интонациями, например, пронзительной, глухой и средней, и какие ритмы [употреблять] для каждого данного случая.
Интонация
Значение интонационного рисунка трудно переоценить. Ученые утверждают, что 30–40 % информации не усваивается, если интонация "не та", т. е. не соответствует содержанию речи. Насчитывается свыше 20 типов интонаций, выражающих различные смыслы и чувства. Еще Аристотель завещал нам "…о значительных вещах не говорить слегка, а о пустяках — торжественно (в противном случае стиль кажется шутовским); о вещах похвальных — говорить с восхищением, о вещах, возбуждающих сострадание, — со смирением."
На службу воздействию должны быть поставлены ораторское движение и ораторский жест, ведь "исполнение — это как бы язык нашего тела, который должен согласовываться с нашей мыслью." В этом случае мы имеем дело с кинетическими средствами воздействия — движениями и жестами, которые также способствуют реализации замысла.
Рекомендации:
смотрите в глаза сидящим (глазной контакт);
выбираете среди слушателей одного-двух,
к которым обращаешься как-бы лично;
следите за адекватностью «языка тела».
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2431;