Смысле можно говорить об их производительности?
Если классическая политическая экономия признает только один источник увеличения стоимости - живой производительный труд, то вульгарная политическая экономия признает производительность «трех факторов производства: земли, труда и капитала». Обычно такой подход связывают с именем француза Жана Батиста Сэя, но и у Адама Смита в вопросе определения стоимости капиталистически произведенного товара наблюдается непоследовательность. Одно из его объяснений воспроизводит «триединую формулу Сэя», складывая стоимость вновь произведенного товара из «доходов собственников факторов его производства». Некоторые западные авторы (большинство их не вступает в дискуссию и как бы принимает «триединую формулу» на веру), чтобы как-то избавиться от конфуза в связи с невозможностью объяснить: как вещи могут производить, пускаются на уловки, заявляя, что доля труда в стоимости товара составляет 70—80%, а на долю двух других «факторов» приходится соответственно 20-30%.
Убедительность доводов вульгарной политической экономии основана на том, что с обыденной точки зрения очевидно, что если стоимость товара по величине будет меньшей, чем то, что необходимо в качестве доходов участникам производства, то эти участники, действуя каждый в своем интересе, откажутся от такого производства впредь. Из этого делается фантастический вывод, будто доходы включаются в стоимость товара. Да, это происходит, но только в голове товаропроизводителя. В народе по этому поводу говорится: «выдавать желаемое за действительное». В действительности доходы образуются сложным путем распределения созданной в материальном производстве прибавочной стоимости между всеми отраслями народного хозяйства и всеми общественными классами. Если товаропроизводитель — не капиталистическая монополия (не транснациональная корпорация), то его доход не гарантирован, что, в отличие от читателей экономиксов, известно каждому реальному товаропроизводителю, которому приходится конкурировать по причине невозможности вступить в монополистический союз. Но даже если бы вернуть XIX в. с его свободой конкуренции, риск бы сохранился, а желание иметь доход не превратилось бы автоматически в действительность.
В основе предположения вульгарной политической экономии лежит, во-первых, неспособность объяснить перенесение на продукт (товар) 148
стоимости затраченных на его производство средств производства и, во-вторых, нежелание признавать, что факт наличия в стоимости капиталистически произведенного товара прибавочной стоимости свидетельствует об эксплуатации наемного труда капиталом, т. е. наемных рабочих капиталистами. К. Марксом доказано, что именно живой труд благодаря своему полезному, конкретному характеру сохраняет стоимость средств производства и переносит ее на продукт (это старая стоимость, в процессе производства конкретного товара она не создается), а благодаря своему абстрактному характеру (т. е. его связи со всеми другими видами конкретного труда в рамках единой в масштабе нации системы общественного разделения труда, что и превращает его в кратную часть труда нации вообще, или абстрактного труда) создает новую стоимость, превышающую стоимость израсходованной рабочей силы. Наконец, земельная рента (сегодня ее сознательно либо бессознательно путают с монопольной прибылью транснациональных корпораций) объясняется своеобразием ценообразования в сельском хозяйстве, т. е. «снисхождением» высоко развитой перерабатывающей промышленности до признания своими отраслями существенно менее развитых сельского хозяйства, добывающей промышленности и строительства.
Нельзя отрицать, и никто не отрицает очевидных вещей, а именно: что природа («земля») служит всеобщим условием производства — на ней стоят предприятия, из природного вещества делаются все вещи (в некоторых случаях природное вещество проходит предварительную обработку), и природные силы используются людьми в механических и иных системах средств производства. Также не подлежит сомнению, что искусственно созданные средства производства («капитал») как бы усиливают («удлиняют») органы трудящегося человека, делая его труд более производительным. Но с производительностью, которая измеряется стоимостью, это ничего общего не имеет — ни природе, ни созданным человеком вещам продукт ничего не стоит, стоит он обществу в лице трудящегося, производящего товар, хотя оценивает стоимость от лица общества тот, кто будет этот товар потреблять, или использовать. При оценке к стоимости очевидно уже ничего ни добавить, ни убавить нельзя, затраты объективированы в конкретной произведенной вещи, и если их не признать такими, какие они есть, то процесс производства данного товара может не повториться, следовательно, если он необходим (а наука не рассматривает случайные явления), то общество без его потребления воспроизведется в ущербном виде.
Некоторые авторы добавляют сегодня к трем факторам еще один или два, например предприимчивость и информацию. Вряд ли сторонники вульгарного подхода к определению стоимости найдут, что здесь можно возразить, поскольку отнести предприимчивость и информацию к одному из трех «классических» факторов невозможно. Но нельзя не заметить, что такое добавление рушит всю логическую схему, превращая ее из «веч-
ной», «метафизической», в развивающуюся, «открытую», почти диалектическую.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 587;