Происхождение государства

Основной вопрос политики — это завоевание и укрепление государст­венной власти. Поэтому в центре ее находится государство, исследова­нию которого, как уже было показано в первой части нашей работы, ог­ромное внимание уделяли мыслители всех времен. В самом деле, государ­ство управляет экономикой либо регулирует хозяйственную деятельность,


руководит общественными делами, выступает в роли регулятора классо­вых, национальных и иных конфликтов, возникающих в обществе.

Генезис государства, как уже отмечалось, философы интерпретирова­ли по-разному. Хотелось бы в этой связи вкратце коснуться воззрений крупнейшего русского исследователя государства И. А. Ильина. «Государ­ство, — пишет И. А. Ильин, — есть союз людей, организованный на нача­лах права, объединенный господством над единой территорией и подчи­нением единой власти»1. Происхождение государства русский мыслитель связывает с необходимостью защиты собственности. «Государства, — ут­верждает он, — возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеян­ным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергаю­щей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — вое­начальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного вой­ска»2. Таким образом, И. А. Ильин причины возникновения государства видит в сохранении собственности, а также в установлении внутренней и внешней безопасности. А основами государства считает народ, терри­торию и власть.

Из всех учений о государстве, на мой взгляд, наиболее достоверной является марксистская концепция, потому что она исходит из самой ис­торической действительности. Она показывает, что развитие историче­ского процесса неизбежно и с необходимостью приводит к появлению антагонистических классов, один из которых эксплуатирует другой, и чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает сила, которая призвана стабилизировать ситуацию. Обобщая идею генезиса государства, Ф. Энгельс пишет: «Итак, государст­во никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обще­ству. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимое противоре­чие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла

1 Ильин И. А. Собр. соч. М., 1994. Т. IV. С. 111.

2 Там же. С. 130.


столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшед­шая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждаю­щая себя от него, есть государство»1. Ленин характеризовал государство как продукт непримиримости классовых противоречий.

Поскольку государство возникло вместе с антагонистическими клас­сами, оно не может не иметь классового характера, и тот класс, который играет господствующую роль в обществе, использует государство в своих интересах. Так, французская буржуазная революция 1789—1794 гг. приве­ла к власти буржуазию, которая сразу же приступила к ликвидации фео­дальных институтов и порядков. Она уничтожила сословность, привиле­гии, институт наследственного дворянства и т. д. Наиболее рельефно бур­жуазные ценности изложены в Конституции Французской Республики 5 фрюктидора 111г. (22 августа 1795 г.). В ней, в частности о правах, го­ворится: «Ст. 1. Правами человека в обществе являются свобода, равенст­во, безопасность, собственность. 2. Свобода состоит в возможности дей­ствовать не во вред правам другого. 3. Равенство состоит в том, что закон является равным для всех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает. Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти. 4. Безопас­ность основывается на содействии всех в обеспечении прав каждого. 5. Собственность является правом пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерст­ва»2. Вместе с тем, нельзя сводить функции государства только к защите классовых интересов. Это его главная функция. Но у него есть и другие функции: защита национального суверенитета и национальных интере­сов, защита территориальной целостности, контроль над соблюдением законов всеми гражданами, ведение международных дел и т. д.








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 635;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.