Политические интересы и идеи
Вклассической философии политики большое внимание уделялось проблемам интереса. Гоббс прямо указывает, что люди защищают свои интересы, и поэтому они нередко конфликтуют между собой. Гельвеций подчеркивал, что интерес есть единственная и универсальная движущая сила для людей2. Гольбах подробно анализирует роль интересов в общественной жизни. «Интересом называют, — пишет он, — объект, с которым
Более подробно об этом см. разд. IV, пп. 7-9, 13. 2 Гельвеций. Соч.: В 2 т. Т. 2. М, 1974. С. 260. 54
каждый человек связывает — в зависимости от своего темперамента и своих идей — представление о своем счастье; иначе говоря, интерес — это попросту то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья»1. Интерес, продолжает французский философ, представляет собой единственный мотив действий людей, поскольку каждый человек трудится для своего счастья. Отсюда Гольбах делает вывод о том, что нет ни одного бескорыстного или лишенного интереса человека. Бескорыстным человека называют не потому, что у него нет интереса, а потому, что люди одобряют его интерес, если, скажем, он оказывает помощь кому-нибудь в беде. Гегель тоже подчеркивал важную роль интересов в обществе. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей, и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль»2.
Исключительно большое значение интересам придавали Маркс и Энгельс. Прежде всего, они выделили экономические интересы как главные побудительные причины действий и поступков людей. Они указывали, что любые конфликты между социальными классами в конечном итоге связаны с экономическими интересами. Господствующий класс заинтересован в сохранении своего господствующего положения в обществе, а негосподствующий класс — в уничтожении тех социально-экономических и политических порядков, из-за которых не может удовлетворить свои потребности. «...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, велась прежде всего ради экономических интересов, для которых политическая власть должна была служить всего лишь средством»3. Эти потребности носят первичный характер, ибо без их постоянного удовлетворения человек просто-напросто не сможет выжить, не сможет воспроизвести себя как биосоциальное существо. Духовные интересы вторичны в том смысле, что в первую очередь следует удовлетворить материальные потребности, а не в том смысле, что без них можно обойтись. Человек становится настоящим человеком лишь тогда, когда удовлетворяет свои духовные потребности,потому что человек — единственное существо, имеющее внутренний мир, обогащение которого как раз связано с духовными интересами. Человек в подлинном смысле слова — это творец и потребитель как материальных, так и духовных потребностей. Но если удовлетворение материальных потребностей указывает на связь человека с животным миром, то удовлетворение духовных потребностей выделяет человека из всей природы, интерес связан не столько с отдельным индивидом, сколь-
1 Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. Т. I. M., 1963. С. 311.
Гегель. Философия истории. СПб., 1993. С. 73. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 309.
ко с социальными группами, с кастами, с социальными классами, в целом с государством и т. д. Конечно, отдельные индивиды, особенно политики, тоже имеют свои интересы. Но они их реализуют через групповые, классовые, государственные и иные интересы. Отдельный индивид может и не осознавать свои интересы, свою принадлежность к той или иной социальной группе, к тому или иному социальному классу. Но, кроме классовых и групповых интересов, есть еще государственные или национальные интересы. Духовные и иные интересы многообразны. Их можно разделить на интересы к искусству, к политике, к философии, к религии, к науке и т. д. Я буду говорить только о политических интересах. Прежде всего следует подчеркнуть, что политики должны быть заинтересованы в сохранении материальных и духовных ценностей, которые были созданы людьми независимо от их социальной и классовой принадлежности. Они также должны быть заинтересованы в защите национального суверенитета государства, ибо потеря национальной независимости может обернуться катастрофой для всех классов и групп.
Каждый класс имеет свои интересы, реализация которых требует определенного теоретического обоснования. Этим занимаются политические партии и идеологи класса. Они разрабатывают классовую идеологию, политические программы, в которых излагаются цели и задачи партии, а также средства их достижения. Идеологи партии в научном или псевдонаучном плане доказывают, что их партия действительно выражает интересы всего общества. Иначе говоря, они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убедить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности общества является реализация политических установок данного класса. В пропаганду этих установок включаются все средства массовой информации - мощнейший механизм обработки общественного мнения. Сама политическая программа выступает как главное средство распространения политических установок партии. Встает вопрос об истинности или ложности самой пропаганды. Трудно выделить критерий истинности пропаганды, но несомненно одно: наряду с истинными утверждениями в пропаганде все больше встречаются софистические лозунги, а то и просто обман, особенно это касается буржуазных партий, стоящих у власти и стремящихся к ее сохранению. Пропаганда — это игра, но игра серьезная и порой опасная, поскольку последствия ее могут оказаться трагическими для общества.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 660;