Российская империя Петра I.

Петр I – 6-й сын Алексея Михайловича, и 14-й ребенок в семье царя.

 

Важнейшим мероприятием Петра стала реформа всего аппарата управления, на кардинально иных началах. Цель реорганизации госаппарата: обеспечить решение важнейшей задачи – победы в Северной войне. Однако, основной смысл и содержание петровских преобразований заключались в модернизации Русского государства и самой государственности, т.е. в приведении их в соответствие с велениями времени.

Модернизация предполагает трансформацию государства традиционного типа в современное, причем важным отличительным признаков второго от первого считается рационализация управления. В практическом плане это проявилось, в частности, в реорганизации всей системы административного управления, органов власти в центре и на местах, их внутреннего устройства и функций, структуры взаимоотношений центра и регионов, в переосмыслении самого понятия «государство». В центре петровской идеологии находилось понятие «общего блага», ради которого существует государство и над созданием которого обязан трудиться и каждый подданный. Это и есть концепция т.н. регулярного или полицейского государства, в то время имевшая иное значение. Петр говорил: «полиция есть душа гражданства».

Данная концепция предполагала необходимость государственного регулирования, регламентации всех сфер общественной жизни посредством разумных и справедливых законов, исполнение которых, обеспечиваемое полицейскими средствами, приведет к процветанию государства и общества – достижению «общего блага». Но в условиях самодержавной страны, где единственный источник права – это никем не ограниченная воля монарха, а чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, итогом стала бюрократическая революция, где аппарат стал самодовлеющей величиной.

 

Основным органом власти в петровской империи стал Сенат: создавался в 1711г. перед Прутским походом как временный орган (9 сенаторов). Но затем – постоянный состав с элементами коллегиальности. Сенаторам предписывалось решать дела коллегиально, заслушивая и записывая в протокол мнение каждого, начиная с младшего и заканчивая самым старшим. Окончательно решение принималось большинством голосов и также записывалось в протокол, под которым должны были расписаться все сенаторы. Личная присяга, иерархия управления, канцелярия Сената.

Сенат сосредоточивал в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведая коллегиями и губерниями. Он назначал и утверждал чиновников. В связи с тем, что Сенат был призван координировать деятельность всех прочих органов государственной власти в центре и на местах, разрешая споры между ними, он должен был стать высшим правительственным, т.е. правящим органом. Глава – генерал-прокурор (1-й – Павел Иванович Ягужинский), подчиненный только царю.

В конкретных условиях рубежа 17-18вв., царь, умело играя на противоречиях бывших субъектов государственного управления, упразднил их как таковые. С упразднением в 1700г. Боярской Думы, аристократия перебралась в Ближнюю канцелярию государя, а затем как раз в Сенат, который, однако, уже не имел значения как некогда боярская дума. Тем самым боярство трансформировалось в новую элиту, продолжавшую доминировать в высшем эшелоне власти, но теперь на условиях, продиктованных Петром:

1.обязательность государственной службы.

2.независимо от происхождения службу необходимо начинать с низших чинов.

3.при продвижении по службе приоритет получили компетенция, образование и служебная годность.

4.перемешивание аристократии с выдвиженцами из низов.

Отсюда – институт прокуратуры, осуществлявший контроль за соблюдением законности. Дубль: пирамида фискального надзора, где фискалы освобождались от ответственности за ложные обвинения. Награда фискалу не жалованье, а треть конфискованного имущества казнокрада, взяточника и преступника.

 

Высшие органы исполнительной власти – Коллегии в количестве 11 единиц, которые заменили собой приказную систему. Комплектование регулярной армии на основе рекрутской системы, окончательно разрушило прежнюю систему дворянской службы, меняло структуру социальных отношений и, соответственно, имело непосредственное отношение к функциям центральных органов власти – приказам, остававшимся органами одновременно отраслевого, территориального и сословного управления. В новых условиях приказы с их архаичными формами и процедурами управления оказывались неэффективными, неадекватными ставившимся перед ними задачам и недостаточными для решения военных задач. Т.е. – органы исполнительной власти с отраслевыми функциями, органы центрального управления.

Создание Юстиц-коллегии, в ведении которой находилась судебная система, предполагало судебную реформу. Другое дело, что само право еще не существовало в России как самостоятельная сфера общественной деятельности, т.к. в стране не было системы юридического образования и, соответственно, не было как профессиональных юристов, так и систематизированного свода законов. Штаты судебных органов комплектовались обычными чиновниками, и потому их внутренняя организация и порядок вынесения решений не отличались от иных государственных учреждений. Жалобы населения на неправильное решение дел в гос. учреждениях принимались в созданной в 1720г. Канцелярии Рекетмейстерских дел.

Областная реформа: была вызвана тем, что функции крупнейших приказов сливались, и их объединяли, а мелкие упразднялись за надобностью. В 1708-1710гг. – образование 8 губерний, к которым приписывались армейские полки, чтобы эти губернии снабжали их всем необходимым. Во главе стояли генерал-губернаторы и губернаторы: высшие военные и гражданские функции. Назначались царем и были ответственны лишь перед ним. Помощники: вице-губернатор, обер-комендант (военные дела), обер-комиссар (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (правосудие).

Создание губерний означало кардинальное изменение всей структуры управления. Губернаторы, назначавшиеся царем из наиболее приближенных к нему лиц, сосредоточили в своих руках всю административную, финансовую, судебную и военную власть на местах; в помощь им и создавался разветвленный бюрократический аппарат. Промежуточная единица между губернией и уездом – провинция (2-я областная реформа). Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

Всего при Петре I было образовано 11 губерний, 50 провинций.Создавалась 3-членная система управления (губерния – провинция-уезд) закрепилась вплоть до губернской реформы 1775г.

Местные органы управления: все органы имели коллегиальный характер. Все члены – на государственном жалованье. Теперь попытка использовать власть в личной корысти являлась преступлением. Земские выборные бурмистры с 1710г. стали подчиняться губернаторам, а сбор налогов – губернские канцелярии, а не земские избы.

 

Упразднение патриархата (после смерти патриарха Адриана в 1700г. нового не выбирали) предполагало дальнейшее усиление абсолютной власти монарха, и вело к постановке церкви под контроль абсолютного самодержца. Бесспорно, Освященный собор ограничивал власть царя, т.к. царь не мог единолично назначать патриарха: он лишь рекомендовал несколько кандидатур, из которых выбирал Освященный Собор. Теперь Освященный Собор преобразуется в Правительственный Синод, который обладал всеми видами высшей власти в церковном управлении и правом на законодательную инициативу в церковных делах.

Над Синодом стоял назначаемый царем генерал-прокурор. Фактический глава Синода при Петре – Феофан Прокопович (псковский архиепископ). Автор Духовного регламента: члены Синода присягали царю, как и все чиновники, на верность, обязываясь не влезать в мирские дела. Синод был признан патриархами восточных православных церквей в качестве высшего соборного правительства русской церкви, равнозначного патриархам.

Церковная реформа способствовала упорядочению запущенных церковных дел, а догматическое и нравственное учение церкви было приспособлено к светским потребностям государства. Все это ослабило сопротивление иерархов и духовенства в целом.

Синод являлся высшим законосовещательным, административным и судебным правительственным учреждением по делам РПЦ, находившимся под контролем государства. Автономия церкви была практически уничтожена, а священники обязаны были доносить властям о признании на исповеди, что регламентировалось законодательством. В результате ликвидации духовной альтернативы авторитет церкви был подорван. Образование в 1701г. Монастырского приказа (государственный орган для административно-финансового и судебного управления церковными землями и крестьянами) предполагало ослабление РПЦ в экономическом отношении. Неудивительно, что при коронации в 1730г. Анна Иоанновна вошла в алтарь, что в православии женщинам запрещается, и причастилась по священническому чину. С 1742г. возложение на себя короны и порфиры стало производиться не высшим церковным иерархом, как прежде, а самим государем.

По указу Синода от 28 февраля 1722г. велись исповедные книги, в которых устанавливалось обязательная исповедь и причастие раз в год, начиная с 7 лет. За исполнением указа следили не только церковные, но и светские власти. Священник должен был нарушить тайну исповеди, если бы узнал о наличии «греха об умысле на честь и здравие государя или о намерении произвести бунт и измену». В судебной практике «небытие у исповеди» считалось отягчающим обстоятельством.

 

Созданная Петром система управления получила законодательную основу в виде системы регламентов, состоявшей из регламентов отдельных центральных учреждений и самого главного – Генерального Регламента, изданного в 1720г. Этот документ, действовавший до 1917г., определял основные бюрократические принципы управления, номенклатуру дел и порядок делопроизводства, внутренний распорядок всех государственных учреждений, должностные обязанности всех категорий государственных служащих.

Законодательная основа управления была дополнена таким документом как Табель о рангах (24.01.1722) – государственный закон, создававший иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных служащих по службе, причем с параллельным постом по гражданской и военной службе. Именно Табель определяла до 1917г. систему государственной службы (14 рангов). Табель о рангах устанавливала следующие принципы:

- личной выслуги на строго оговоренных условиях,

- условие обязательности прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста,

- принцип приоритета знатности и родовитости окончательно уступил место принципу выслуги и последовательности прохождения всех рангов,

- окончательное обособление дворянства, т.к. 14-й ранг давал личное дворянство, а 8-й – потомственное (для военных – 12-й),

- введение фиксированного денежного жалованья явилось важным элементом, придававшим бюрократический характер всей системе государственной службы.

 

Военная реформа проистекала из того петровского мнения, что армия – это достоянная модель всего общества, т.к. царь из 36 лет царствования (1689-1725) провоевал 28 лет. Петр I создал регулярные армию и флот по европейскому образцу.

В 1716г. Воинский Устав по указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней – распространение военного права на гражданскую сферу. Соответственно, гражданские служащие получили те же наказания, что военные за преступления против присяги. Т.о., госмашина должна была принять черты военной организации.

Конфликт с сыном от первой жены Евдокии Лопухиной царевичем Алексеем привел к династическому кризису. От второй жены, плененной в Нарве Екатерины, у Петра сын Петр вскоре умер. В конце 1716г. царевич бежал в Австрию, где его использовали в своих интересах против России. В феврале 1718г. удалось уговорить его вернуться в Россию, где над наследником был проведен показательный суд. В ходе процесса Алексея пытали в присутствии отца. Был вынесен смертный приговор, но царевич умер от пыток 26 июня 1718г. В итоге, в 1724г. Петр I провел коронацию своей супруги Екатерины Алексеевны. В связи с отсутствием наследника, Указ о престолонаследии 1722г. отменял старые порядки наследования престола, и позволял царствующему монарху лично назначать своего преемника.

 

Абсолютизм.

– вся власть в стране принадлежит монарху, который ни перед кем не ответственен. Теоретик самодержавия Феофан Прокопович развивал концепцию неограниченной власти русского царя, где самодержец имеет право повелевать как на основе божественного, так и естественного права. Между тем, до Петра термин «самодержавие» не выражал понятий неограниченности и абсолютной власти, но являлся символом единодержавия и означал независимость монарха и суверенность страны во внешнеполитическом отношении.

Слово «самодержец» – перевод титула византийского императора «автократор», имело значение независимого, самостоятельного – суверенный государь, а не ордынский данник. Князь при этом делил власть (держал совет) с боярами, митрополитом, городскими представительствами, Земским собором. Но еще Иван Грозный, опираясь на гвардию опричников, потребовал всей полноты власти и внутри страны по отношению к подданным, замыкая все структуры правления, суда, законодательства на своей личности. Тогда такая политика потерпела крушение, вызвав смуту.

Упразднение Земских соборов и патриаршества, позволили Петру утвердить абсолютизм. Теперь термин «самодержец» истолковывался в смысле – «неограниченный». В таком значении он будет введен Павлом I в Основной закон об императорской фамилии (1797г.), а затем включен в Свод Законов Российской империи 1832г.

Законодательно новый принцип абсолютной власти монарха был закреплен в «Артикуле воинском» от 30 марта 1716г. Определение существа верховной власти было почти целиком взято из шведского права – документов шведского Риксдага 1693г. Ф. Прокопович, излагая по поручению Петра основы монархии в трактате «Правда воли монаршей», в качестве основы взял учение Т. Гоббса. Прокопович утверждал, что российские подданные должны были вначале заключить договор между собой, а затем народ «волей своей отрекся и отдал ее монарху». Таким образом, гоббсовский общественный договор выступал как источник абсолютизма, который, утвердившись в лице государя, может законом повелеть своему народу не только все, что относится к его пользе, но и все то, что считает нужным монарх. Абсолютизм Петра трактовался как владычество разума, олицетворенного монархом, являвшимся, по петровскому выражению, «первым слугой» на службе государства, и его полновластным распорядителем.

Абсолютизм, будучи закреплен законодательно, получил свое внешнее выражение в повышении статуса сначала монарха, а затем и всего государства. Петр получил официальный титул «Отец отечества». 22 сентября 1711г. – Сенат преподнес царю титул императора, а в 1721г. Россия была провозглашена империей. По окончании церемонии архиепископ Псковский Ф. Прокопович заявил, что государь заслужил название отца отечества, великого, императора. После этого канцлер Головкин от лица всех сословий просил Петра принять титул Петра Великого, Отца отечества и императора Всероссийского. В преамбуле было сказано, что все эти почетные звания Петр получает как заслуженный «мудрыми распоряжениями и благодеяниями на пользу подданных», главным из которых стала победа в Северной войне.

Принятие титула императора указывало на стремление России следовать западноевропейским традициям, в то время как царский титул говорил о преемственности от Византии. Теперь к старым государственным регалиям (шапка Мономаха, скипетр, держава, царская цепь) добавляются корона, подбитая горностаем порфира, государственный меч и государственное знамя. Обряд коронования, начиная с Екатерины I, стал проходить по европейскому образцу.

Ст. 20 Артикула Воинского формулирует принцип абсолютизма: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет в своих государстве и землях, как христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Опора абсолютизма – диктатура дворянства, как господствующего социального слоя в стране.

Петр I, отказавшись от одной половины старой формулы легитимности власти, накладывавшей на государя обязанность ограничивать свою власть моралью, религией и традицией, в полном мире воспользовался 2-й половиной формулы, дававшей легитимному государю полную свободу рук и воли. Тем самым де-факто и формально-юридически власть приобрела самодержавный характер. В царствование Петра самодержавие не только становится фактом политической жизни, но и получает юридическую формулировку в законе.

Государственная деятельность Петра для судьбы русской государственности имела противоречивое значение. С одной стороны, своим определением монархической власти, своим попиранием традиций и обычаев, изменением основания легитимности власти, подрывом традиционной нравственно-религиозной основы монархической власти, он способствовал секуляризации верховной власти и превращению ее из народной монархии в абсолютизм. С другой стороны, утверждая в России сословия, правомерный порядок в управлении, ставя деятельность коронных учреждений в рамки закона и инструкции, выдвигая на 1-й план идею служения Отечеству, а не царю, Петр способствовал развитию просвещенного правомерного монархизма и утверждению в России легального господства власти и закона.

В 18в. обоснование легитимности власти получило рациональную основу, в отличие от религиозного прошлого. Характерные черты:

1.в соответствии с европейской теорией договорного происхождения власти, утверждалось, что власть возникла по договору и для пользы подданных, причем народ передал власть в руки монарха навсегда и безусловно.

2.церковное учение о богоустановленности власти интерпретировалось тем, что народная воля управляется Божьей волей, а следовательно, всякая власть – от Бога.

3.власть имеет целью общее благо всех подданных, а потому такая цель может быть достигнута в том случае, если государство распоряжается телом и душой подданных.

Такая рациональная трактовка имела принципиальное значение для новой государственности: она снимала с государя ограничение традицией и обычаем. Это отразилось в названии страны: священное государство Святая Русь стала светской Российской империей. Отныне государю вменялось в обязанность заботиться о всенародной пользе и благе Отечества, понимаемыми теперь не в религиозном смысле, а в светском – как забота материальном благополучии подданных, и экономико-политическом процветании государства.

Характерным явлением законодательства явилось уголовное наказание – смертная казнь. Так, Соборное Уложение 1649г. предусматривало 60 случаев применения смертной казни. Однако, большая часть смертных приговоров заменялась пожизненным заключением в монастыре, ввиду работы древнего обычая «печалования» – право духовенства ходатайствовать о помиловании. «Воинские артикулы» Петра в 1715г. вводят смертную казнь за 200 случаев. Также, увеличивается набор телесных наказаний, добавляются такие меры как каторжные работы и лишение прав, децимация, наказание ближайших родственников правонарушителей (чаще всего – жен и детей). В истории русского права петровское царствование являло высшую ступень карательной строгости, направляя репрессалии не только против преступников, но и против законопослушных граждан, которым не нравились вводимые социальные новации. Всеобщая угроза смертной казнью отражала, с одной стороны, господство неопределенной санкции, с другой – имела целью устрашение несогласных с проводимыми реформами.

Уже спустя пятнадцать лет после смерти Петра, его дочь Елизавета Петровна вообще отказалась от смертной казни (правда, в порядке монаршей воли, выполняя данное перед Богом обещание как плату за успех переворота). Смертная казнь была заменена политической казнью – лишению всех прав состояния, телесным наказанием и ссылкой на каторжные работы.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековая Япония. | Формирование парламентской монархии в Англии.




Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 866;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.