Средневековая Япония.
Фундамент первого государства на японских островах был заложен японскими племенами, сложившимися из смешения монголоидных маньчжуро-тунгусских племен с палеоазиатскими и малайскими, в 3-5вв. н.э. Первое государство получило наименование по названию господствующей племенной группы – Ямато, и отсюда же ведется отсчет правления первых императоров.
Под влиянием конфуцианства и буддизма, шедших из Китая, в 604г. принцем Сётоку-тайси был создан «Закон 17-ти статей». В них формулировались основные принципы жизнедеятельности общества и управления государством, в т.ч. принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему.
В результате т.н. «переворота Тайка» 645г. к реальной власти пришел аристократический дом Фудзивара. Был создан централизованный аппарат власти с 8 департаментами и провинции и уезды. Население стало подразделяться на не- и полноправных.
Эти реформы были дополнены специальным кодексом 701г. Тайхо-рё. Кодекс дополнялся сборниками императорских указов и постановлений. Многосторонний пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм способствовали установлению т.н. «государства права» (8-10вв.), в отличие от последующих эпох, когда общее значение закона и права резко упало. Дело в том, что постепенно на 1-й план стали выходить морально-правовые установления – гири. Это неполный синоним европейской «чести», с тем отличием, что европейская честь – это принадлежность индивида, а японское гири – принадлежность всего сословия.
Первая особенность японской государственной модели, по сравнению с прочим Востоком, заключалась в возрастании роли и значения частного владения при слабости власти центра. Вокруг обожествленного императора (тэнно) не сложилось чиновничьей элиты, и не было системы их воспроизводства, что в итоге заполняло вакуум власти аристократическими кланами. Дом Фудзивара наследственно становились регентами-правителями, женя императоров на женщинах своего клана. В 9-11вв. императоры стали марионетками в руках Фудзивара. Это способствовало захвату администраторами власти на местах, после чего централизованная структура приобрела явственные признаки феодальной системы, в рамках которой каждый владетельный аристократ чувствовал себя хозяином в своей местности.
Отсюда – 2-е принципиальное отличие японской модели: с 10в. вся власть на местах оказалась в руках частновладельческих знатных домов, сложившихся в качестве альтернативы классической китайской конфуцианской бюрократической администрации. В таком случае крестьянские хозяйства кормили владельцев, а не государство в целом как таковое. Следовательно, прикрепление крестьянства к земле стало неизбежным явлением, а для борьбы с народным движением была создана военно-профессиональная структура, которая постепенно превратилась в замкнутое сословие самураев (буси).
Это – 3-я особенность. В ходе постоянных междоусобных войн система государственной администрации опиралась не на обычную почти для всех неевропейских обществ чиновную бюрократию либо военно-служилую прослойку, получавшую от государства наделы за службу в условное держание, а на находившихся в зависимости от тех или иных знатных домов рыцарей-самураев, преданных своим господам, а не стране. Баланс власти создавался уравновешиванием децентрализаторских и центростремительных тенденций внутри общества. Именно в самурайской среде кодекс гири достигает своего расцвета (традиция такого социального явления как харакири).
Сёгунат.
Ослабление в 12в. дома Фудзивара привело к соперничеству между кланами Тайра и Минамото. В 1192г. Минамото Ёритомо был объявлен верховным военным правителем страны с титулом сёгун. При сегуне формировалось правительство – бакуфу. В условиях военной диктатуры общепризнанные административно-судебные органы императорской власти были упразднены, как и высшая апелляционная инстанция в лице самого императора. Теперь действует прямой приказ, часто опиравшийся на обычай.
В период сегуната дома Ходзё Асикага (1335-1573) страна фактически распадается на несколько враждующих друг с другом частей при номинальной власти сегуна и ничтожности императорской власти. В 1573г. князь (дайме) Ода Нобунага, опираясь на христиан (700 тыс. в начале 17в.), сверг сегуна и объединил половину страны вместе со столицей Киото. Его помощники Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу продолжили курс на централизацию, и наконец, в 1603г. Иэясу провозгласил себя сегуном, основав последнюю сегунскую династию, управлявшую страной вплоть до реставрации Мэйдзи 1867г.
Сёгунат Токугава изолировал Японию от внешнего мира, уничтожил христианство (в ходе репрессий 1612-1640гг. погибло более 300 тыс. христиан) и закрыл порты для всех европейцев, кроме голландцев.
Объединение страны требовало централизации управления. Дайме (около 200 семей) сохраняли часть своих прав, включая суд и административную власть в пределах своего владения, оставляя при себе своих самураев, но за это они признавали авторитарную власть сегуна. Система заложничества аристократии укрепило власть центра. Владения враждебных дому Токугава дайме были разбросаны по всей стране.
Если в 17в. реформы и укрепление внутренней стабильности привели к подъему страны, то 18в. принес с собой упадок и экономический кризис. Указы сёгуна о закрытии страны для иностранцев – 1633, 1636 и 1639гг., наряду с запретом для японцев строить большие суда и выходить в море далее прибрежной зоны, усугубили ситуацию.
Последнюю точку под средневековой Японией подвело насильственное «открытие Японии» со стороны американской эскадры коммодора Перри в 1854г., когда для европейцев были открыты порты Симода и Хакодате. И лишь после перехода полноты власти в руки императора после в ходе революции Мэйдзи в 1868г., когда с сегунатом было покончено, Япония вступила в полосу радикальных преобразований, равных которым не знала ни одна из неевропейских стран.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Средневековый Китай. | | | Российская империя Петра I. |
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 791;