Средневековый Китай.

Неевропейское государство всегда было не только неотъемлемой частью неотчленимого от него социума, но и вершиной его. Включая в себя социум, венчая его, государство всегда возвышалось над ним и подчиняло его себе. Коренное отличие неевропейского государства от Европы заключается в том, что на Востоке государство являет собой высшую и ничем не ограниченную власть, перед которой трепещет и обязано трепетать все общество, снизу доверху. Если в Европе власть зависит от баланса противоречивых тенденций в социуме (отсюда марксистская мысль о классовых антагонизмах), то на Востоке авторитет власти зависит только от своей собственной силы, от эффективности централизованной администрации, в конечном счете, от регулярного притока в казну гарантированной нормы дохода.

Складывавшийся с древности стандарт государства, опиравшийся на сакральный авторитет богов, был необходим ради сохранения привычной и в целом благодатной для социума консервативной стабильности. Ослабление власти центра и феодальная децентрализация вели не к изменению существующего статуса, а лишь к изменению масштаба самой структуры. Поэтому, т.к. группа враждующих друг с другом государств создает эффект политической неустойчивости и нестабильности, социум объективно и субъективно выступал за сильное государство. Сильное же государство, гарантируя желанную стабильность, неминуемо надевает на шею социуму крепкое ярмо своего владычества, выражаемое в форме соответствующего законодательства.

Религия своим авторитетом служила неколебимому авторитету государства с его вошедшими в жизнь и ставшими традицией моральными и вытекающими из них иными, в т.ч. пенитенциарными, нормами. Тот факт, что только правитель являлся единственным собственником всего земельного фонда страны, при отсутствии частной собственности на землю как основное средство производства, предполагал бюрократизацию государственного аппарата. Чиновники выступали не слугами общества, а управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу.

 

Средневековый Китай. Социально-экономический кризис, усугубленный народным восстанием против деспотии династии Цинь, привел к крайнему упадку Китая к 2в. до н.э. Основателю новой династии Хань пришлось возрождать страну. Альтернативой дискредитировавшему себя легизму в крайних своих проявлениях оказалось сильно реформированное и приспособленное к нуждам империи конфуцианство. Именно с этого времени берет начало китайская конфуцианская империя, ставшая оплотом китайской государственности не только в период Средневековья, но и в последующие эпохи.

Новый император Лю Бан приступил к реформам, направленных на восстановление порядка и создание оптимальных форм управления империей. Система легистского законодательства с ее казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся была отменена.

Окончательный удар по удельным владениям был нанесен императором У-ди (140-87гг. до н.э.), при котором были заложены идейные и институциональные основы китайской конфуцианской империи, просуществовавшей без заметных структурных изменений вплоть до революции 1913г. Империя делилась на 102 области во главе с назначаемыми из центра губернаторами. Теперь произошел гармоничный синтез легизма и конфуцианства на основе последнего. Обе доктрины были социально ориентированными, рационалистичными, ставили во главу угла благо народа и государства, считая чиновников важнейшим инструментом осуществления необходимой для реализации поставленных целей политики.

Начиная с У-ди, Китай, невзирая на неоднократные взлеты и падения под ударами кочевников, смену периодов централизации и раздробленности, всегда существовал в мало изменявшемся по сравнению с Хань виде, каждый раз возрождаясь после кризиса во все том же генетически закодированном виде, лишь с второстепенными модификациями.

С начала 4в. н.э. в Китай, объединенный после эпохи Троецарствия (220-280гг.), волнами стали вторгаться северные кочевые племена. После каждой из этих волн в Северном Китае возникали новые царства и правящие династии. Это позволило проникнуть и укрепиться в Китае буддизму.

Одновременно, масса китайцев бежала в Южный Китай, где правили традиционные китайские династии (Восточная Цзинь, Сун и др.). В итоге, именно на юге сосредоточился центр китайской культуры. Династия Суй в конце 6в. объединила весь Китай. Были возрождены те земельные реформы, что веками складывались в Китае.

Расцвет империи произошел при династии Тан (618-907гг.). При императоре существовал Государственный Совет, в котором исполнительную власть представляли 2 канцлера (левый и правый), каждый из которых ведал 3 из 6 ведомств совета министров.

1-я группа ведомств: 1.управления чинами (подбор кадров и назначения), 2.обрядов (охрана общественного порядка). 3.налогов.

2-я группа: 1.военные дела, 2.наказаний (суды и тюрьмы), 3.общественных работ (трудовые повинности, строительство, ирригация).

Работу исполнительных органов и всей госуарственной системы в целом контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты, имевшие право подачи докладов на имя императора. На местах – управы во главе с наместником, губернатором, начальником уездов и т.д. При этом, на местах власть делилась между гражданским и военным начальниками.

На первое место в отборе кадров вышел принцип, ныне перенятый всем миром: конкурс претендентов на должность посредством специального экзамена (3-ступенчатый экзамен). Экзамены проводились специальными комиссиями в закрытых помещениях, в письменной форме. Претендент должен был знать концепцию Конфуция, уметь творчески толковать исторические сюжеты, обладать способностью философского рассуждения, уметь сочинять стихи и обладать литературным вкусом.

На верху государственной пирамиды располагался император, при котором работает Госсовет, ниже располагалась чиновничья пирамида, в основу которой был положен принцип меритократии, т.е. отбор по конфуцианским критериям мудрости, справедливости, добродетели.

Конфуцианство смогло утвердиться в качестве закона китайской государственности и общественной жизни благодаря тому, что в нем нашли свое выражение китайские традиции с их культом этической нормы и принципом сыновней почтительности. Выдвинув тезис о тождестве государства и семьи, различающихся только размерами, Конфуций экстраполировал на административную систему принципы семейной морали: гуманность, высокий долг, почитание старших. Получившие 3-ю ученую степень чиновники назначались на самые ответственные должности, и учитывалось не социальное происхождение, а факт, что такой труд (не более 5% из числа абитуриентов) будет цениться и следствием станет высокий профессионализм. В итоге, чиновник – это хорошо образованный и потому надежный человек, который с немалым трудом шел наверх, и потому будет ценить свое место и не за страх, а за совесть, по убеждению, отстаивать все заповеди официальной государственной доктрины, положенные в основу империи.

После очередного кризиса и крестьянского восстания, сменившегося периодом раздробленности, к власти приходит династия Сун (960-1279гг.). Именно в это время были изобретены порох и компас, книгопечатание и тонкий фарфор. Однако же, Северный Китай оказывался под властью кочевых династий киданей (Ляо) и чжурчжэней (Цзинь), которым сунский Китай выплачивал ежегодные дани. Границей служило междуречье Хуанхэ и Янцзы.

В 13в. Китай был завоеван монголами (1215-1280), а великий хан Хубилай стал императором монгольской династии Юань (1280-1368). Эта династия пала ввиду жестокого произвола, к которому были привычны эти кочевники, а также вследствие демонстративного пренебрежения к народным нуждам и конфуцианству. В 1334г. Хуанхэ разорвала не ремонтировавшуюся систему дамб, уничтожив миллионы жизней, что вызвало антимонгольское движение в стране. Один из вождей крестьянского восстания «краснобровых», свергнув монгол и оттеснив их в северные степи, основал династию Мин (1368-1644).

Китай оказал выдающееся влияние на формирование государства в соседних странах: Вьетнаме, Японии, Лаосе. А в Корее династия Ли, целиком выстроенная по китайскому образцу, правила с 1392 по 1910г., когда Корея оказалась завоевана Японией. Последней китайской династией дореволюционного периода стала маньчжурская династия Цин (1644-1913гг.).

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековая Индия. | Средневековая Япония.




Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 770;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.