Средневековая Индия.
Страны ислама и Индия в Средневековье.
Исламские страны в средние века.
Средневековая Индия.
Цивилизационное качество восточных структур выявило себя еще в древности, однако в средние века эта специфика не только углубилась, но и видоизменилась. Во-первых, потому что оформлявшиеся в древности индо-буддистская и китайско-конфуцианская цивилизации обрели свой завершенный облик, устойчивые нормы жизни и системы ценностей. Во-вторых, потому что вся ближневосточная зона оказалась под влиянием новой, возникшей именно в средние века исламской цивилизации. Корни этой цивилизации уходят как в иудео-христианскую идеологическую традицию, так и ирано-персидскую административно-политическую культуру. Ислам – это не только религия, но и новая цивилизация, новая модель государственности.
Религиозной рыхлости древних восточных цивилизаций ислам противопоставил жесткую догматическую доктрину с ее 5-ю символами веры (исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж), полную безоговорочную покорность воле Аллаха и его пророка на земле. Религиозная жесткость придала исламу нетерпимость к инакомыслящим (неверным) вплоть до религиозной войны с ними (джихад, газават), а также создала почву для укрепления невидимыми неразрывными узами общины своих, мусульман (умма). Эта религиозная специфика сформировала и основные параметры исламской цивилизации с ее очевидной ориентацией на покорность обезличенной личности высшей силе и представляющей ее земной власти.
Именно исламская государственность сыграла решающую роль в объединении конгломерата многих стран и народов Востока в единое целое. Даже после развала халифата, почти на всей его территории устояли и упрочились исламские государства, сохранившие свою специфическую государственность до наших дней. Сила исламской государственности заключается в том, что религия всегда ориентирована на социально-политический стандарт: правоверные, прежде всего, обязаны быть лояльными членами общества, послушными подданными и в качестве таковых – верными воинами ислама.
Мухаммед (570-632) и Арабский Халифат. Бедняк из рода Хашим племени курейшитов сумел создать третью мировую религию, наполнив ее как противовес остальному миру религиозной воинственностью. 622-й год – переселения Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину (Ятриб), стал началом нового летоисчисления для мусульман всего мира. В 630г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку (похоронен в Медине).
Арабские завоевания 7-8вв. позволили создать громадное государство от Среднего Востока по африканскому берегу Средиземного моря до почти полностью захваченной Испании. Халифат Омейядов, а затем – Аббасидов – это одно из ильнейших политических образований периода раннего Средневековья. Натиск арабов в Европу остановили лишь Византийская империя на восточных ее границах, и франки Карла Мартелла в 732г. у Пуатье – на западных.
Укреплению арабской государственности служили два основных фактора:
1.исламизация покоренного населения (мусульмане платили налог-десятину, а немусульмане – поземельный налог от ½ до 2/3 урожая + подушная подать).
2.арабизация (смешивания населения, запрет перевода Корана и, следовательно, распространение арабской культуры и делопроизводства как единственно возможных).
Верховным собственником всех земель халифата формально считался сам Аллах, а от его имени всем распоряжался халиф, т.е. – государство. Во время монгольского нашествия, невзирая на перенятие большинством монгольских государств именно ислама в качестве государственной религии (в т.ч. и Золотая Орда), халифы были вынуждены покинуть Багдад (религиозный центр ислама), а сам халифат был фактически упразднен. Последний халиф бежал в Каир, где мамлюкские султаны нуждались в моральном освящении своей борьбы против монголов. В начале 16в., с захватом в 1517г. Египта султанатом Османской империи, в качестве преемников сакрального авторитета халифа стали выступать турецкие султаны. После всех завоеваний и окончательного упразднения халифата, турецкий султан действительно оказался в глазах правоверных имеющим наивысший политический и религиозный авторитет правителем.
Одним из наивысших подъемов исламской государственности, уже на излете Средневековья, стала Османская империя, которая и в Новое время продолжала оставаться великой державой. Создание в 1299г. Османского эмирата на осколках разгромленного монголами Румского султаната турок-сельджуков, стало началом возвышения нового исламского государства. Падение в 1453г. Константинополя и перенос столицы в Стамбул позволили объявить об образовании Османской империи. Легитимизация власти султана в начале 16в., в связи с ликвидацией халифата как института, сделала свое дело: турецкий султан для правоверных оказался практически высшим духовным авторитетом, наместником Аллаха на земле.
Турецкий султан был наиболее ярким олицетворением всесильной власти над подданными восточной деспотии, олицетворением той системы, о которой писали Гегель и Маркс, и парадигма которой была создана, вероятно, европейскими представлениями об Османской империи. Перед султаном-падишахом, все прочие подданные были не более как покорными рабами, чья жизнь всецело зависела от отношения властелина. Зато, и любой подданный, даже вчерашний раб, мог достичь высот власти (великий визирь), т.к. это также зависело от султанской прихоти. Именно Турция сумела объединить под своей властью большую часть земель бывшего Арабского Халифата, и именно она претендовала на духовное лидерство в мусульманском мире. Распад империи начался с 18в., когда были потеряны первые земли, в 19в. Турция была уже «больным человеком» Европы, сохранявшимся Западом лишь в качестве противовеса России, и, наконец, в начале 20в. Османская империя перестала существовать, превратившись в светскую Турцию.
Основные черты мусульманского права:
1.основным источником права являются религиозные догмы. Основные положения находятся в Коране и Сунне (сунниты). Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, таковыми являются комментарии, написанные в разное время авторитетными богословами – Иджма (название комментариев, взятых вместе). Другой источник права – Кияс (рассуждения в области права по аналогии).
2.отсутствие деления права на частное и публичное, что, в принципе, присуще всем восточным обществам.
3.тесная связь между собой юридических положений с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями. Мусульманское духовенство освобождалось от налогов, причем как служилое (судьи-кади), так и неслужилое (улемы).
Средневековая Индияне знала империй, подобных древности, вплоть до своей исламизации. Характерным для нее было почти постоянная неустойчивость политической власти как на севере, так и на юге. Эта неустойчивость находила свое отражение в кратковременности и откровенной слабости династий и государств, в сосуществовании и постоянной междоусобной борьбе нескольких одинаково слабых политических образований, в перманентном членении государств на автономные районы и княжества, в свою очередь, ожесточенно боровшиеся между собой за власть. В любом случае, индийское государство абсолютно доминировало над обществом в масштабах любой государственной формы, а само общество, как и в древности, оставалось застывшим в своей варно-кастовой системе.
В каждом из индийских государств, как правило, непротиворечиво сосуществовали 2 различные формы администрации и управления.
Первая из них – это многочисленные автономные и полуавтономные образования, где радже или махарадже по традиции принадлежала полнота власти. Здесь наследственный раджа выступал в качестве высшего правителя для своих подданных, а зависимость от сильного государства ограничивалась символической данью и обязательством пополнения армии. Во всем остальном, от администрации до суда, княжества пользовались системой иммунитетов, что делало их практически независимыми.
Вторая форма – это непосредственная власть центра, которая обычно делилась на области-наместничества, где губернаторами обычно назначались родственники правителя. Функционально власть наместника была близка к положению раджи, ведая налогами, судом и войском во вверенном ему районе. Правда, здесь он являлся назначаемым и сменяемым чиновником, неся ответственность перед правителем, и чьи права и полномочия определялись административно-бюрократическим аппаратом.
В структурно слабых индийских государствах не было четкого юридического определения права государства или государя на всю землю, как в странах ислама или в Китае, т.е. права только центра распоряжаться ресурсами страны. Существование многих государственных образований, сменявших друг друга и озабоченных лишь тем, чтобы удержать власть, но не уделявших внимания ни теоретической разработке практики администрации, ни вообще идеологической доктрине, освящавшей государство как систему, логично соответствовало отсутствию такого рода формального права.
Взаимоотношения между государством и обществом в доисламской Индии имели свою основанную на кастовых нормах специфику: эти отношения доводились до уровня автоматизма, что объективно вело к ослаблению государства как политико-административной структуры и соответственному укреплению общины как главного элемента общества. Государство довлело над обществом, но автономия и принципы саморегулирования в Индии были столь велики, что давление государства сверху слабо ощущалось внизу.
Завоевание Индии мусульманами стало новым этапом в ее развитии. Развал очередного единого государства династии Пратихаров на рубеже 11-12вв., совпал с усилением натиска тюрок-мусульман, укрепившихся в Средней Азии, Афганистане и Иране, на Северную Индию. В 1206г. один из военачальников газневидского эмирата Айбек (из рабов-гулямов) объявил себя султаном индийских владений с центром в Дели. Делийский султанат просуществовал с 1206 по 1526гг., причем мусульманскому государству так и не удалось трансформировать индийское общество по образцу стран ислама, за исключением тех территорий, где население предпочло ислам старому брахманизму в форме индуизма.
Мощнейший удар по султанату нанес Тамерлан, который в 1398г. разграбил Дели и опустошил север страны. Остатки султаната продержались еще почти полторы сотни лет, характеризующиеся отколом от него окраин и провинций. Политико-административная власть султаната была типично исламской. Высшая власть принадлежала правителю, его ближайшим помощником и главой исполнительной власти являлся великий визирь. Судебный аппарат находился в руках мусульманского духовенства, хотя в делах, касавшихся индусов, принималось в расчет и обычное индуистское право. Во главе наместничеств стояли губернаторы, причем часто самостоятельность провинций во внутренних делах граничила с автономией, а затем вела и к политической независимости (первой от султаната в 1339г. отпала Бенгалия).
В 1526г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана (восточная часть Средней Азии), правитель Кабула, вторгся в Индию, разгромил султанат и образовал империю Великих Моголов (1526-1707). Падишахи империи (Шер-хан, Акбар, Джахангир) сумели объединить под своей властью почти всю Индию. При последнем падишахе, кровавом деспоте Аурангзебе, империя стала агонизировать, развалившись после смерти тирана в 1707г. Держава маратхов, Бенгалия, государство Хайдарабад, Майсур, Ауд – все эти остатки бывшей империи сцепились друг с другом в схватке за гегемонию, опираясь на европейцев, к тому времени колонизовавших индийское побережье.
В итоге, играя на противоречиях между индийскими государствами и индийцами и мусульманами, победителями в борьбе за гегемонию вышли англичане, которые посредством Ост-индской компании превратили Индию в колонию. Официальное оформление Индии в качестве «жемчужины британской короны» произошло в 1858г., когда в Великобритании был принят закон, согласно которому государственная власть в Индии перешла к вице-королю, обязанного действовать под непосредственным контролем парламента и правительства.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Смутное время- эпоха социально - политического, экономического и династического | | | Средневековый Китай. |
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2078;