Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР В VI-XIII ВВ.
1.Эпоха Средневековья: общая характеристика
2. Европа в раннее Средневековье
3. Европа в эпоху классического Средневековья
Средними веками называют исторический период, условно начинающийся в 476 г. и заканчивающийся в 1492 г. Первая из этих дат - падение Западной Римской империи, крупнейшего государства античного мира, вторая - открытие Америки Колумбом, которое дало резкий импульс европейской экспансии по всему миру и развитию капиталистических отношений. В свою очередь, эпоху средних веков делят на раннее (VI-X вв.), развитое (XI-XIII вв.) и позднее (XIV-XV вв.) средневековье.
Средневековая миниатюра из Каталонии, изображающая ритуал феодальной присяги (оммажа)
С момента появления самого понятия "средние века" философы, историки, юристы, экономисты пытались определить сущностное содержание этой эпохи. Если сначала понимание характерных черт средневековья сводилось к грубости речи и нравов, царивших тогда, то в XVII-XVIII вв. сформировалось представление о феодализме как политико-правовой системе средних веков. Политическая власть тогда, согласно воззрениям ученых этой эпохи, принадлежала владельцам вотчин (феодов), которые использовали ее ради достижения своих частных выгод. Эти крупные землевладельцы (феодалы) были связаны между собою узами вассалитета, подчиняясь один (вассал) другому (сеньору) на основе частного договора, скрепленного клятвой верности. Согласно таким договорам, феод предоставлялся вассалу на условиях, главным из которых была военная служба сеньору. Публичной власти, которая бы обязывала всех жителей той или иной страны подчиняться как подданных одного государя, преследуя при этом дела общей пользы, не было.
К. Маркс, Ф.Энгельс и их последователи считали главной чертой феодализма, отличающей его от капитализма, использование внеэкономического принуждения, а от рабовладельческого строя, где тоже использовалось внеэкономическое принуждение, феодализм отличался тем, что основную массу непосредственных производителей материальных благ были не рабы, не имевшие прочных связей со средствами производства (землей, скотом, орудиями труда, сырьем), а крестьяне и ремесленники, бывшие их держателями. То есть они не только производили материальные блага, но имели возможность удерживать часть производимого для своих нужд. С одной стороны, это делало крестьян и ремесленников более заинтересованными в эффективном труде, чем рабов, с другой - превращало задачу изъятия у них прибавочного продукта (ренты) в куда более сложную. Ее достижение требовало новых принципов организации класса эксплуататоров: теперь он принял вид строгой иерархической лестницы, где каждый был и сеньором, и вассалом, землевладение стало условным, а обладание крупной собственностью и эксплуатация лиц на ней работающих оказалось сопряжено с обладанием политической властью. Иначе, то есть без насилия или угрозы его применения, по мысли марксистов, феодальную ренту было не изъять.
Оба этих подхода, однако, имеют тот недостаток, что в их основу был положен европейский (преимущественно западноевропейский) материал. Положение дел на Востоке существенно отличалось. Государства там намного чаще были централизованными, чем политически раздробленными. Крупное частное землевладение было развито довольно слабо. Четкая, юридически оформленная иерархия существовала внутри класса чиновников, но не земельных собственников. Кроме того, ряд историков в последние десятилетия подверг критике понимание феодализма как политико-правовой системы, существовавшей в средневековой Западной Европе: выяснилось, что частноправовые отношения никогда не вытесняли там публично-правовые, а условный характер собственности и роль вассальных связей были сильно преувеличены, поэтому в настоящее время понятия "феодализм", "феодальный" используются применительно к средневековым обществам с большой осторожностью или не используются вообще.
При этом попытки выявить некие общие сущностные черты обществ Запада и Востока в период средневековья отнюдь не оставлены.
Наиболее характерным отличием средневековья от древности признается доминирование догматических религий, которые предписывают верующему поклонение только одному богу (реже нескольким, но существующим в рамках одной религиозной системы). Почитание и даже просто признание других божеств считается тягчайшим грехом. Представители других религий признаются неполноценными ("нечистыми"), браки с ними практически невозможны, а данные им клятвы не имеют силы. Эти установки порождали религиозные конфликты, нетерпимость, ереси, фанатизм, но при этом способствовали распространению религиозных учений в мировом масштабе. Такие религии (иудаизм, зороастризм, буддизм, христианство, манихейство) возникли еще в древности, но стали господствовать (вместе с новой догматической религией - исламом) только в эпоху средних веков, практически полностью вытеснив языческие религии. При этом религиозное чувство людей средневековья не было особенно глубоким. Подавляющее большинство населения ограничивалось формальным соблюдением предписаний культа. Настоящий взрыв религиозного рвения и фанатизма - это уже примета следующей эпохи: раннего нового времени (XVI-XVIII вв.). Положительное значение распространение на большие территории догматических религий заключалось в том, что они несли с собой определенную систему письменности, корпус текстов (прежде всего священных), традиции художественной культуры, систему ценностей. Все это способствовало формированию крупных цивилизаций и интенсификации культурного обмена.
Важной характерной чертой средневековья признается системообразующая роль кочевых обществ. Кочевой (номадический) образ жизни сформировался еще в I тыс. до н.э., однако лишь на исходе древности кочевники стали формировать крупные государственные объединения ("кочевые империи"), которые представляли смертельную угрозу для оседлых государств, а также большими массами стремительно совершать перемещения по степи, вызывая целый каскад миграций. Именно переселение гуннов из Азии в Европу стало одной из причин "Великого переселения народов", сыгравшего главную роль в падении Римской империи и еще ряда других государств древности. Считается, что одной из причин этих изменений было изобретение стремени. Оно позволило более эффективно вести конный бой, используя все виды оружия и доспехов. Основу кочевых войск стала составлять тяжелая кавалерия, которая превосходила пехотинцев того времени. И такое положение дел сохранялось вплоть до появления огнестрельного оружия и массовых армий в XV-XVI вв. Не является случайным, что последняя кочевая империя - Золотая Орда - прекратила свое существование именно в это время.
Оседлые народы заимствовали у кочевников стремена, вооружение и тактику кавалерийского боя. Однако, если номады могли посадить на коней почти все взрослое мужское население, то земледельческие общества такой возможности не имели. В результате, внутри них появились особые социальные группы (сословия) профессиональных конных воинов, содержать которых были обязаны все остальные. Со временем в большинстве средневековых государств это сословие превратилось в господствующую аристократию, которая обеспечила доминирующее положение не только своей ролью в общественном разделении труда, но прямым насилием, поскольку основная масса населения не была в состоянии что-либо противопоставить тяжеловооруженной конной знати (печальный опыт крестьянских восстаний в средние века говорит об этом весьма красноречиво). При этом наибольшее влияние военная аристократия получала там, где непосредственной угрозы со стороны кочевников не было (например, Индия, Европа). Там мы наблюдаем яркие примеры экономической и политической децентрализации, раздробленности. В других - в Китае, в ряде стран исламского Востока - задачу противостояния этой угрозе брало на себя государство, сооружая линии укреплений, содержа постоянные армии, набранные на основе рекрутской повинности или нанятые из тех же кочевников. В этом случае экономически и политически общество было централизованно, а государство приобретало деспотические черты.
В обоих случаях правящим классам приходилось искать источники содержания этого войска. Таким источником стала эксплуатация своего населения. И этим средневековые общества отличаются от древних, которые в основном эксплуатировали варварскую периферию, черпая оттуда рабов и природные ресурсы. Это позволяло поддерживать внутри древних обществ относительное равенство и даже дало возможность возникнуть древним формам республики и народовластия. Средневековые общества были иерархичны, с глубоко выраженным неравенством, доминирующей формой правления в них была монархия. Варварская периферия к концу раннего средневековья практически исчезла, а сохранившиеся варвары-кочевники сами занимались захватом рабов и грабежом цивилизованных соседей. Рабство на протяжении всех средних веков сохранялось и даже кое-где играло заметную роль в социально-экономическом укладе, но все же основную массу эксплуатируемого населения составляло рядовое крестьянское и ремесленное население, находившееся в различных формах зависимости от государства, учреждений (например, монастырей) и частных лиц.
Представители трех сословий средневекового общества. "Клирик, рыцарь и крестьянин". Миниатюра из французской рукописи конца XIII в.
Формы эксплуатации были следующие: отработочные повинности, натуральные и денежные платежи. Отработочная повинность заключалась в самых различных сельскохозяйственных работах, а также в строительстве различных сооружений (крепостей, дорог, мостов, кораблей, каналов и т.п.), заготовке дров и леса, перевозке грузов. Натуральные платежи продуктами, которые производили эксплуатируемые крестьяне или ремесленники, осуществлялись за пользование землей, которая считалась собственностью либо государства, либо частного владельца, а также символизировали личную зависимость. В случае проезда аристократа или правителя через подвластную ему местность население должно было снабжать его и его свиту продовольствием. Эта обязанность считалась одной из самых тяжелых, отмена или ограничение права постоя было одним из главных требований в ходе многочисленных народных восстаний.
Крестьяне-сервы отрабатывают барщину под надзором управляющего. Миниатюра из Псалтыри королевы Марии, Англия, 1310-1320 гг.
Часть ренты землевладельцы всегда взимали в денежной форме, поскольку им всегда была необходима монета, например, чтобы уплачивать выкуп за плененных родственников или чтобы покупать редкие заморские вещи. Со временем доля денежных платежей росла. Крестьяне и горожане выкупали ряд натуральных и отработочных повинностей, переводили их в денежную форму. Это явление называется коммутацией ренты. Она охватило преимущественно европейские страны. На Востоке оставалась велика роль отработочных повинностей и натуральных платежей, но и в Европе к концу средних веков они полностью не исчезли.
Помимо оговоренных форм эксплуатации зависимость крестьян и горожан от сеньоров выражалась еще в ограничении свободы заключения брака, свободы передвижения и смены места жительства, подсудности господину, который взимал с подвластных судебные пошлины и штрафы и мог подвергать их иным наказаниям, в необходимости платить ему за пользование мельницами, печами, каналами, колодцами, мостами, лесами и иными угодьями.
Эксплуатация рабов принимала несколько иные формы. Их задействовали на сельскохозяйственных работах, но здесь их труд постепенно вытеснялся крестьянским. Преимущество рабства проявляло себя там, где приходилось трудиться в тяжелых условиях (каменоломни, галеры), где было занято все время, и его не оставалось на ведение личного хозяйства и даже на собственную семью (домашняя прислуга, выпас скота), где требовалась особая квалификация (ремесло, служба господину в качестве воина или администратора), где надо было исполнять обязанности, слишком унизительные для свободных людей (наложницы в гареме, проститутки, евнухи и ряд других).
Если рабы и не были в средневековье ведущей производительной силой общества, то работорговля и деятельность по захвату людей в рабство оказали существенное влияние на развитие многих средневековых обществ (в особенности периферийных по отношению к центрам цивилизаций: Ирландии, Скандинавии, Восточной Европы, кочевых народов), на формирование в них социальной стратификации и возникновение государства.
Еще одной характеристикой средневековья, на которую до недавнего времени не обращали внимания, являются масштабные эпидемии (прежде всего чумы), широкое распространение которых было обусловлено установлением более тесных связей между различными регионами средневекового мира (главным образом, благодаря деятельности кочевников). В древности тоже случались вспышки инфекционных заболеваний, но именно в средние века они стали бичом человечества, выкашивая до половины населения отдельных стран. Первый его удар пришелся еще на античный мир: в 180 г. от чумы умерла значительная часть римской армии во главе с императором Марком Аврелием. Еще раз чума опустошила Римскую империю в начале V в., а потом поселилась в Средиземноморье почти на столетие (с 544 г. до начала VII в.). Следующая масштабная вспышка чумы ("черной смерти") произошла только в середине XIV в., продолжаясь с перерывами и затишьями вплоть до начала XVIII в. таким образом эти две волны эпидемических заболеваний обозначили начало и конец средних веков. Но были и постоянно угрожавшие людям заболевания, самым страшным из которых была проказа. Значение эпидемий заключалось не только в том, что они просто подрывали демографический потенциал тех или иных государств и народов, они лишали их возможности вести масштабные завоевательные войны, способствовали изменению этнического состава населения, влияли, иногда содействуя прогрессу, иногда противодействуя ему, на социально-экономическое развитие средневековых обществ. Наконец, они сказывались на духовном мире людей, которые, живя в постоянном страхе перед смертью, становились более эмоциональными, более подверженными массовым истериям и религиозным аффектам.
Другой чертой средневекового общества является то, что оно было аграрным и слабо урбанизированным. Если античная цивилизация была цивилизацией городской, где город выступал в качестве центра перераспределения прибавочного продукта, полученного в результате грабежа и завоеваний римлянами и греками варваров и эксплуатации рабского труда, то при переходе к средним векам, практически все города в Европе исчезли, а оставшиеся резко уменьшились в размерах. Грандиозные античные постройки стали каменоломнями для местных жителей. Их стало не на что и незачем содержать. Масштабные войны не велись, основной социально-экономической ячейкой общества стала вотчина (вилла, сеньория), где велось натуральное хозяйство (т.е. подавляющее количество потребляемой продукции там же, внутри этого хозяйства и производилось). Скромные потребности в обмене удовлетворялись за счет небольшого числа постоянно и сезонно работавших торжищ (эмпориев).
Вид города Нюрнберг из "Атласа Шеделя". Германия, 1493 г.
На Востоке, однако, картина была совсем другой: такие города как Константинополь, Дамаск, Антиохия, Каир, Багдад, Нишапур, Виджаянагар, Чанъань, Нанкин ничем не уступали по своим размерам и благоустроенности мегаполисам древнего мира. Восточные страны были богаче и населеннее, там существовали централизованные государства, которые могли обеспечить существование крупных городов. Однако и в странах Востока подавляющее большинство населения проживало в сельской местности.
Крытый рынок в Париже. Миниатюра в рукописи "Этики" Аристотеля. Франция, XV в.
С X в. в Европе постепенно начинается процесс возрождения и возникновения новых городов, который к XIII в. охватил весь континент. Особенность европейских средневековых городов заключалась в том, что они возникали в условиях политической децентрализации, и были, прежде всего, центрами ремесла и торговли, а не сосредоточием политической власти. Это дало городам возможность добиваться широкого самоуправления, автономии, а в ряде случаев - политической независимости от королевской или герцогской власти. Примерами независимых городов-государств (коммун) являются Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Дубровник, Бремен, Гамбург, Любек, Магдебург, Брюгге, Антверпен, Гент. За некоторыми исключениями (такими как Париж, Лондон, Рим, Милан) европейские города средневековья были очень невелики, насчитывая не более 10 тыс. жителей. В них проживало 10-25% населения, но в то же время плотность городов была так высока, что крестьянин любой деревни мог достичь ближайшего из них всего за один день. В результате город стал важнейшим элементом системы товарно-денежного обмена как на международном, так и на региональном и локальном уровнях. В городах постоянно функционировали рынки и лавки, а в определенное время года у их стен проводились ярмарки, куда съезжались продавцы и покупатели из других регионов и государств. Ради обеспечения своих интересов в международной торговле европейские города формировали военно-политические лиги (союзы) такие как Ганза и Ломбардская лига. Венеция имела свои колониальные форпосты по всему Средиземноморью, а Генуя - и за его пределами, например, в Крыму.
Такая особая роль городов в западноевропейском социуме обусловила тот вклад, который они внесли в формирование основ средневековой культуры. Одним из ее достижений, которым сейчас пользуется все человечество, являются университеты, возникшие в Болонье, Палермо, Париже, Монпелье, Оксфорде, Кембридже в XII-XIII вв.
В результате вторжений варварских племен, преимущественно германцев, на территории Римской империи возник ряд т.н. "варварских королевств": вестготов, остготов, бургундов, свевов, франков, вандалов, лангобардов, англов, саксов. В результате войн между ними к концу VI в. на политической карте Европы остались королевства франков, которое занимало территорию между Пиренеями и Рейном, вестготов - на Пиренейском полуострове, лангобардов - в Италии. В Британии друг с другом боролись кельтские княжества, из которых потом сформировались Уэльс и Шотландия, и племенные "королевства" англов и саксов, давшие в итоге начало Англии. Восточное Средиземноморье было занято Восточно-Римской, или Византийской, империей с центром в Константинополе. В конце VI - начале VII в. ей пришлось вести тяжелейшую войну с Ираном, которая окончилась для нее победой. Но из нее Византия вышла настолько ослабленной, что в середине VII в. с легкостью потеряла под натиском мусульман-арабов Сирию, Палестину, Египет и всю Северную Африку. Те победоносно проследовали на запад вплоть до Атлантического океана, а в 711-718 гг. завоевали королевство вестготов на Пиренейском полуострове. С тех пор Испания вплоть до XIII в. была преимущественно исламской страной.
Отразить дальнейшее продвижение мусульман в Европу смогли только франки. Сначала ими правили короли из династии Меровингов. Каждый король перед смертью делил свои земли поровну между сыновьями, между которыми потом вспыхивали междоусобицы. В них погибали все члены королевского рода кроме одного, который объединял в своих руках все франкские земли, после чего опять их делил между своими наследниками, и все повторялось заново. В VII в. власть меровингских королей ослабела и постепенно стала фиктивной. Реальной властью стали обладать дворцовые графы (майордомы) из рода Пипинидов. Один из них Карл Мартелл в 732 г. и смог нанести поражение мусульманам при Пуатье. По его имени в дальнейшем этот род стал называться Каролингами. Сын Карла Мартелла Пипин Короткий в 751 г. низложил последнего меровингского короля и с согласия знати провозгласил королем себя, основав новую династию. Вскоре он был помазан на царство римским папой Стефаном III, процедура, которая с тех пор стала обычной при восхождении на престол европейских монархов.
Карта Европы VI в.
Пипин стал покровителем римских пап, которые постоянно находились в напряженных отношениях с королями лангобардов. Сын и преемник Пипина Карл Великий (768-814) в 774 г. совершил поход в Италию и завоевал Лангобардское королевство. Часть земель в центральной Италии ("патримоний св. Петра") была отдана под управление папы, который с тех пор являлся не только духовным главой западного христианства, но и светским правителем одного из европейских государств. В дальнейшем Карл совершил ряд походов в Испанию, где им была завоевана область с центром в Барселоне, получившая название "Испанская марка", ставшая базой для последующей Реконкисты (отвоевания христианами у мусульман испанских земель); и в Паннонию против Аварского каганата, в результате это государство кочевников было уничтожено, на его месте возникли подчиненная франкам "Восточная марка" (в дальнейшем превратилась в Австрию) и славянские княжества, вскоре объединившиеся в Великоморавскую державу, первое славянское государство в Центральной Европе. Карл Великий также подчинил германские племена баваров, алеманов, тюрингов и саксов, проживавшие на территории между Рейном, Эльбой и Дунаем, которая составила основу будущей Германии. В 800 г. в Риме Карл был коронован императорской короной.
Военные успехи Каролингов во многом объяснялись тем, что они впервые стали применять тяжелую кавалерию. Для обеспечения несения конной службы воинам выделялись населенные земли, преимущественно из тех, что принадлежали церквям и монастырям. Предоставленные таким образом владения именовались бенефициями или феодами. За право их эксплуатации их обладатели (бенефициарии) должны были приобрести и содержать несколько боевых коней, доспехи, оружие и нескольких вооруженных слуг. Кроме того, на них, так же как и на других крупных землевладельцах лежал долг обеспечивать выполнение их крестьянами общегосударственных повинностей, так как содержание и строительство дорог, мостов и крепостей. Если обладатель бенефиция или феода не справлялся со своими обязанностями, землю и крестьян у него могли отобрать, но в реальности это случалось редко и то почти всегда только за такое серьезное преступление как измена королю. Со временем, владельцы феодов и бенефициев стали рассматривать свои земли как наследственную собственность, необремененную какими-либо обязательствами. Они с неохотой шли в дальние походы, а поскольку при преемниках Карла Великого империю франков стали раздирать внутренние усобицы, им легко удавалось избегать ответственности за это.
При Карле Великом границы государства франков достигли своего максимального расширения. Дальнейшие завоевания оказались сопряжены со слишком большими трудностями. Кроме того, с середины IX в. границы империи стали подвергаться опустошительным набегам викингов из Скандинавии и пиратов-мусульман (сарацин) из Северной Африки. В противостоянии им центральная власть показала себя неэффективной. Поэтому и высшая знать империи, представители которой занимали должности графов и герцогов, управлявших ее провинциями, и прочие крупные землевладельцы перестали быть заинтересованными в сохранении сильной центральной власти. Отпор небольшим, но мобильным отрядам морских разбойников легче было организовать на локальном уровне под главенством графов, к тому же это снижало расходы бенефициаров на участие в дальних походах. Империю Каролингов ждал неминуемый распад.
В 843 г. внуки Карла Великого Лотарь, Людовик и Карл Лысый заключили договор о разделе государства на три равные доли. Карлу досталась западная часть, которая век спустя стала называться Францией, Людовику - восточная, вскоре получившая наименование Германия, Лотарь получил центральную, которая по его имени была названа Лотарингией, а также Италию. Карл Лысый и Людовик пережили и Лотаря, и его наследников и после их смерти разделили Лотарингию. Италия же стала самостоятельным королевством.
Затем стало стремительно распадаться Западно-франкское королевство. Во главе возникших на его месте княжеств оказались назначенные Каролингами графы и герцоги, которые при Карле Лысом получили право передавать свои должности по наследству. Формально они признавали первенствующее положение короля западных франков (затем - короля Франции), но фактически были от него полностью независимы. В свою очередь, они тоже не всегда оказывались в состоянии противостоять своеволию своих вассалов, тех самых владельцев феодов и бенефициев, которые в течение второй половины IX - X вв. превратились во владельцев замков (кастелянов) и вместе с воинами, не имевшими собственных феодов, составили рыцарское сословие. Постоянные набеги чужеземцев, к которым с конца IX в. прибавились поселившиеся в Паннонии кочевники-венгры, внутренние междоусобицы вызвали процесс, который в научной литературе получил наименование "озамкование": повсеместно возникали укрепленные усадьбы и крепости графов и кастелянов, под защиту которых стекались жить окрестные крестьяне, оказываясь при этом в различных формах зависимости (личной, поземельной, судебной) от владельцев замков. В ряде регионов свободное крестьянство исчезло практически полностью. Ряд ученых называют эти изменения в общественных отношениях термином "феодальная революция".
Следует отметить, что далеко не во всех странах Европы в X-XI вв. воцарилась политическая раздробленность и исчезло свободное крестьянство. Это было характерно для Франции, Италии и Лотарингии. Англия, напротив, перед угрозой вторжений викингов объединилась под единой властью англосаксонских королей. В 1066 г. она была завоевана Вильгельмом, герцогом Нормандии, одного из самых могущественных французских княжеств. Пришедшие с ним французские бароны и рыцари составили теперь правящий класс страны и принесли с собой некоторые специфические черты французского феодализма. Но. несмотря на это, Английское королевство продолжало оставаться одним из самых централизованных государств Европы со значительным слоем свободного крестьянства (йоменов).
Германия состояла из нескольких герцогств (Баварии, Саксонии, Франконии, Швабии и т.д.), возникших на основе завоеванных франками германских племен. Но при этом была сильна власть короля, который был правителем одного из них. В этом были заинтересована и сама немецкая знать, которая жаждала новых завоеваний в восточном и южном направлениях. Король Оттон I (936-973) сумел разгромить венгров и прекратить навсегда их набеги на немецкие земли, подчинил своей власти князей Польши и Чехии, в 962 г. совершил поход в Италию, где поставил под свой контроль папу, который короновал его итальянским королем и римским императором. Так была возрождена Римская империя, которая с XIV в. стала именоваться Священной. Ее императорами всегда становились германские короли, однако для получения императорского титула им приходилось отправляться в Италию, чтобы быть коронованными римским папой. Германский король и римский император был самым могущественным европейским правителем и не без оснований претендовал на то, чтобы, наряду с императором Византии, считаться главой христианского мира. Однако в конце XI в. у него появился опасный конкурент в лице римского папы.
Внук Оттона I Оттон III на троне. Миниатюра из Евангелия, принадлежавшего императору, 1000 г.
"Озамкование" и "феодальная революция" привели к целому ряду позитивных последствий для развития экономики европейских стран. Феодалы были заинтересованы в активной эксплуатации своих крестьян и имели возможность непосредственно контролировать то, как они ведут хозяйство, заставлять их усерднее работать, расчищать новые земли, применять усовершенствования и т.д. В результате, в X-XII вв. сельское хозяйство сделало немалый шаг вперед: увеличилась площадь посевов, в том числе бобовых культур, более питательных и богатых белком, улучшен хомут, в результате чего стало возможным запрягать в плуг лошадей (а не быков, как раньше), что резко увеличило производительность труда при пахоте. Широкое распространение получили водяные мельницы. В сочетании с отсутствием масштабных эпидемий это привело к росту численности населения, внутренней колонизации (т.е. к освоению пустовавших земель), увеличению масштабов ремесленного производства и внутренней торговли, возникновению городов.
Клюнийское аббатство в X-XI вв. Реконструкция
Церковь была крупнейшим землевладельцем, во владениях которого проживало множество крестьян, проводились ярмарки, возникали города. Она много выиграла от этого экономического подъема. Но это контрастировало с ее приниженным политическим положением: назначения на все церковные должности от папы до приходского священника контролировали миряне (император, короли, герцоги, графы, кастеляны). Подчас епископами и даже аббатами становились люди вообще не являвшиеся духовными лицами. Они распоряжались церковным имуществом как своей собственностью. Движение за обновление Церкви возглавили монахи Клюнийского ордена (объединения монастырей). В 1073 г. один из его членов Гильдебранд был избран папой под именем Григория VII. Он провозгласил полную независимость Церкви от светской власти. Все церковные выборы были объявлены свободными. Все епископы подлежали утверждению папой, который вводил их не только в должность духовного пастыря, но и управителя принадлежащего Церкви имущества, за что получал определенный взнос. Все духовные лица должны были давать и строго соблюдать обет безбрачия (целибат). Григорий VII объявил духовную власть не только равной светской, но и превосходящей ее. По его мнению, папа имел право отлучать всех мирян, включая императора, от Церкви, освобождать подданных от присяги им, он же обладал полномочиями отпускать любые грехи.
Император (в то время это был Генрих IV) и другие светские владыки с этим были в корне не согласны. Развернулась ожесточенная и длительная борьба, в которой лично Григорий VII проиграл, будучи изгнанным из Рима. На разных ее этапах страдали и некоторые другие видные церковные иерархи. В частности, в 1170 г. по приказу английского короля Генриха II был зарезан архиепископ Фома Бекет. Но стратегически, римско-католическая церковь, пойдя на некоторые уступки светским властям, выиграла: вся церковная иерархия оказалась подчинена римскому папе, который также получил возможность распоряжаться огромными средствами, поступавшими в Рим из всех католических стран. Они позволяли папам нанимать армии и вести настоящие войны против императоров. Положение последних было осложнено тем, что германская монархия была выборной. Папы различными посулами переманивали князей-выборщиков на сторону угодных им кандидатов. Кроме того римские первосвященники ловко использовали против императоров силу итальянских городов, закреплял за ними различные свободы и привилегии, способствуя тем самым децентрализации страны.
Миниатюра из хроники Оттона Фрейзингенского, изображающая борьбу Григория VII и Генриха IV.
Германия, XII в.
Заключительный акт борьбы развернулся в середине XIII в., когда в течение нескольких десятилетий папам, их союзникам и наемникам удалось нанести поражение императору Фридриху II и его наследникам и уничтожить династию Гогенштауфенов, к которой они принадлежали. Авторитет власти римских императоров и германских королей был подорван. В Германии и Италии не осталось силы, которая могла бы способствовать политическому объединению этих стран, и они оказались обречены оставаться в состоянии политической раздробленности, в то время как другие страны ее успешно преодолевали.
Во Франции, напротив, взяли верх процессы политической централизации. Французская монархия была наследственной. В течение XI-XIII вв. правящую династию Капетингов не сотрясали споры о престолонаследии. Как правило, король имел только одного бесспорного преемника, права которого никто не ставил под сомнение. Король мог опираться на свой достаточно большой и компактный домен (наследственные владения короля как феодального сеньора), из которого можно было черпать ресурсы для противостояния феодалам. Французский монарх оказывал покровительство городам, расположенных на землях его вассалов, не дозволяя, однако, им становиться фактическими независимыми коммунами, поддерживал хорошие отношения с папством. Правда, его положение осложнялось тем, что значительные территории страны принадлежали королю Англии как герцогу Нормандии и Бретани и графу Анжуйскому.
Людовик VI Толстый (1108-1137) навел порядок в своем домене, приструнив своевольных кастелянов. Людовик VII (1137-1180) начал его расширять, но упустил при этом герцогство Аквитанию, которое благодаря браку его владелицы Алиеноры с Генрихом II стало владением английского короля. Сама Алиенора сначала вышла замуж за Людовика, но потом сбежала от него, так как его двор показался ей слишком скучным. Филипп II Август (1180-1223), Людовик VIII (1223-1226) и Людовик IX (1226-1270), ловко используя смуты, поразившие в XIII в. Англию, борьбу пап с еретиками и германскими королями, династические браки, распространили королевский домен практически на значительную часть королевства, превратив Францию, таким образом, в централизованную феодальную монархию.
Рост королевского домена во Франции в XII - начале XIV в.
Этот процесс, однако, не был необратимым. В XIV-XV вв. практика выделения членам королевского дома апанажей (уделов) в сочетании с династически кризисом (в 1327 г. прямая линия династии Капетингов угасла) и Столетней войной с Англией (1337-1453 гг.) поставила Францию на грань распада. Однако еще до этого кризиса в начале XIV вв. французский король Филипп IV Красивый (1285-1314) оказался способным пойти на открытый конфликт с самим римским папой, и победить в нем. В результате глава католической церкви отказался от претензий на верховную власть над светскими правителями, а сама его резиденция на несколько десятилетий была перенесена из Рима во французский город Авиньон. Папству был нанесен удар, от которого оно уже никогда не смогло оправиться.
Англия, которая стала централизованной монархией еще в X-XI вв., в XIII в. пережила внутриполитический кризис, вызванный тем, что ее короли вели слишком амбициозную внешнюю политику, для чего им требовались большие средства, которые они пытались самыми разными способами изъять у своих подданных. Эти поборы, а также неудачи в войне с королем Франции за Нормандию и Аквитанию, вызвали мятежи знати, поддержанные церковью и городами в 1214-1215 гг. и 1258-1267 гг. Их итогом стало издание "Великой хартии вольностей" в 1215 г., первого документа в истории страны, ограничившего права и полномочия монарха, и созыв в 1265 г. Парламента, одного из первых в Европе органов сословного представительства. Опираясь на сотрудничество с Парламентом, король Эдуард I (1272-1307) укрепил английскую монархию и подготовил страну к успешному началу Столетней войны с Францией.
Важным следствием борьбы римских пап с императорами и королями было возникновение в Европе университетов. Папа действовал, используя не столько силу оружия, сколько силу убеждения, имевшую своим источником правовые аргументы. Поэтому папа покровительствовал созданию сообществ преподавателей (докторов и магистров) и учащихся (студентов), которые занимались изучением римского и канонического права, философии и богословия. Эти сообщества получали от папы (иногда и от императора тоже) статус корпорации (т.е. юридического лица) и наименования "университет". Первый университет появился в Болонье. Он вырос из юридической школы, возникшей там еще в конце XI в. При обучении и научных изысканиях в университетах использовались достижения античной философии, в частности формальная (схоластическая) логика Аристотеля. Она оказалась важнейшим инструментом научного анализа, сыгравшим ключевую роль в становлении науки на Западе. А стремление европейцев опираться на изощренные юридические аргументы было важнейшим фактором становления правового государства.
Студенты Парижского университета изучают философию. Миниатюра из "Больших французских хроник". Конец XIV в.
Ярким явлением в истории Европы классического средневековья были крестовые походы. Они тоже были следствием экономического и демографического подъема Европы. Появилась потребность избавиться от излишка населения. Особенно этот вопрос остро стоял среди феодалов, потому что в большинстве европейских стран при наследовании практиковался майорат: все недвижимое имущество отца и его титул доставались только старшему сыну. Младшим приходилось самим завоевывать себе место в жизни. Выросшие европейские города хотели поставить под свой контроль международные торговые пути. С ростом городов и уровня образования усиливался индивидуализм, а с ним – и глубина религиозных чувств. Откликами на это было создание монашеских орденов (клюнийского и цистерцианцев), папская реформа католической церкви и возрастание числа паломников к христианским святыням, в том числе в Палестину. Крестовые походы были по сути дела такими вооруженными паломничествами. Паломники брали на себя крест, т.е. обет, совершить путешествие в Святую Землю, к которым присоединялись и другие обеты: освободить ее от сарацин, защитить христиан от язычников и т.д.
Карта крестовых походов на Ближний Восток
Крестоносное движение имело несколько направлений. Главным из их было устремлено в Восточной Средиземноморье. Сюда было совершено восемь крестовых походов. Первый был объявлен в 1095 г. В 1099 г. он увенчался успехом: крестоносцы при поддержке византийцев взяли Антиохию, Триполи, Иерусалим и другие крупнейшие города Сирии и Палестины. Там были созданы крестоносные государства, главным из которых было Иерусалимское королевство. В Святой Земле возникло такое уникальное явление как духовно-рыцарские ордена, устроенные по образцу монашеских орденов организации, куда принимали только лиц благородного происхождения. Они давали монашеские обеты, но в ряды духовенства при этом не вступали, чтобы иметь право носить оружие и проливать кровь. К числу таких орденов относятся тамплиеры (храмовники), госпитальеры (иоанниты), орден Девы Марии (тевтонский).
Вскоре после основания крестоносных государств на них начался натиск соседних исламских государств. С 1140-х гг. они начали сдавать один город за другим. В 1188 г. христиане потеряли Иерусалим. Все последующие походы были предприняты с целью оказать им помощь, но они оканчивались безрезультатно. В 1291 г. христиане были вынуждены сдать Аккру, последнюю свою крепость в Палестине.
В 1204 г. по наущению правителя (дожа) Венеции, который видел в византийцах опасных торговых конкурентов, крестоносцы вместо того, чтобы идти на Иерусалим, взяли штурмом Константинополь. Была захвачена не только столица Византии, но и все ее земли на Балканском полуострове и на островах Средиземного моря. В 1261 г. грекам удалось отбить свою столицу, но на остальных территориях крестоносные государства просуществовали вплоть за захвата их турками-османами в XV в.
Вторым направлением крестоносного движения был Пиренейский полуостров. К концу XIII в. христианам в результате Реконкисты удалось почти полностью освободить полуостров от власти мавров. И здесь сформировалось несколько королевств: Португалия, Арагон, Наварра, Кастилия и Леон. В конце XV в. в результате династического брака произошло слияние Арагона и Кастилии и Леона, в результате чего появилась Испания.
Третьим направлением были регионы, где массовое распространение получили ереси. К таковым относился прежде всего юг Франции. Местные еретики катары имели поддержку местных князей, прежде всего графа Тулузского. Крестовый поход против них (1226-1229 гг.) возглавил король Франции Людовик VIII. В результате победы над еретиками эти земли оказались присоединены к королевскому домену. Вслед за крестоносцами туда пришла инквизиция, специально созданная в это время внутри римско-католической церкви служба, занимавшаяся расследованием обвинений в ереси и колдовстве. Инквизиторы расследовали обвинения по таким делам, иногда используя пытки, иногда нет, выносили свое заключение о виновности; в случае, если оно было положительным, передавали изобличенного преступника светским властям для наказания.
Четвертым направлением была Прибалтика. В XII-XIII вв. проживавшие здесь племена поморских славян, пруссов, литовцев, куршей, ливов, эстов и т.д. еще исповедовали язычество и не имели развитых форм государственности. Сюда ринулись главным образом немецкие феодалы, которые после упорной борьбы подчинили себе сначала Поморье, а потом с начала XIII в. взялись за Пруссию и Ливонию. Одним из участников крестоносного движения был Тевтонский орден, эвакуировавшийся сюда из Палестины. К 1240-м гг. крестоносцам удалось подчинить себе большую часть Прибалтики, но дальнейшее их продвижение было остановлено новгородцами и литовцами.
В XIII в. христианская цивилизация средневекового Запада достигла своего зенита. Это выразилось в росте населения, городов, активизации торговли (ее показателем было то, что впервые с античных времен в Европе стали чеканить золотые монеты), в повсеместном строительстве величественных готических соборов, в бурном расцвете интеллектуальной деятельности, в распространении христианства на всю территорию этой части света. В XIV-XV вв. ей было суждено пережить глубокий кризис, который в итоге позволил ей выйти за пределы Европы.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1889;