Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Начальный период возвышения Московского княжества в конце ХIII-первой половине XIV вв.
2. Политика московских князей во второй половине XIV –первой половине XV вв.
3. Роль Ивана III и Василия III в образовании единого Российского государства.
4. Усиление централизации российского государства при Иване IV.
Как и в Западной Европе, после феодальной раздробленности на Руси в конце XIII-XV в. наступает формирование единого российского государства. Этот закономерный этап в развитии политических отношений в период феодализма.
Своеобразием формирования российской государственности стало то, что этот процесс занял не три-четыре века как на западе, а немногим более двух веков. Дело в том, что в объединении разрозненных русских земель играл не экономический, а политический фактор (освобождение от монгольского ига, борьба с внешней опасностью). Хотя экономические факторы тоже складывались, иначе не сложилось бы государство, но они были слабы и не они сыграли решающую роль в объединении русских земель.
Экономические потребности заставляли налаживать экономические связи между княжествами, способствовали созданию единого рынка, который окончательно сформировался значительно позже – только в XVII в., а экономические остатки былой раздробленности – внутренние таможни – будут ликвидированы лишь в середине XVIII в. Таким образом, политические процессы на Руси опережали экономические.
Все это отразилось на своеобразии сложившегося государства: сильная монархическая власть, большая зависимость господствующего класса от монарха, жестокая эксплуатация непосредственных производителей.
Кроме того, в России, занимавшей промежуточное положение между двумя глобальными цивилизациями – Западной и Восточной, более всего проявились характерные для Востока признаки, хотя имели место и европейские, и чисто русские черты. К последним относятся соборность, православие, коллективизм.
Процесс собирания земель начался на рубеже XIII-XIV вв. при сыне Александра Невского князе Данииле, продолжился при Иване Калите (1325-1340), Дмитрии Донском (1359-1389), Иване III (1462-1505 ) и завершился в основном при его сыне Василии III (1505-1533). Только за время правления Ивана III и Василия III территория Руси выросла более чем в 6 раз.
На этапе собирания Руси характерной чертой было становление в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Главными соперниками были Москва и Тверь. На роль лидера претендовали Нижний Новгород, Рязань.Вобрав в себя культуру, право, литературу Древней Руси, включив в свой состав Западные и Юго-Западные древнерусские земли, Великое Княжество Литовское также стало претендовать на то, чтобы стать центром объединения русских земель. Главными соперниками были Москва и Тверь.
Центром Руси считалось Владимирское княжество. Ярлык на княжество давал его обладателю власть над всей Русью (то есть княжества северо-восточные и северо-западные, Новгород Великий и Псков, и собственно Владимирско-Суздальское княжество).
Однако центром объединительных процессов становится все же Москва.
Решающую роль в ликвидации независимости нескольких десятков самостоятельных княжеств и образовании единого государства (Московской Руси) выполнила Москва, небольшой городок Владимирского княжества. Этому первоначально способствовали определенные причины.
Во-первых, причиной возвышения Москвы явилась целенаправленная и гибкая политика московских князей, которые использовали различные методы расширения и укрепления своего княжества. Широко использовался вооруженный захват, скупка земель духовных и светских феодалов, новые территории захватывались и с помощью Орды, увеличению размеров княжества также способствовало и расселение населения из Московского региона в другие регионы с последующим присоединением, а Ростовское княжество добровольно вошло в Московское княжество в 1474 г.
Важной причиной успешной политики московских князей стала поддержка Москвы церковью, так как князья умело привлекали ее на свою сторону.
Следует также отметить и выгодное географическое положение города.
Москва бала окружена густыми лесами и отгорожена от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищал Новгород, Псков и Смоленское княжество. Поэтому люди уходили от восточных и западных притеснителей и селились в самом городе и подмосковных селах, способствую экономическому подъему этого края.
Москва стояла на перекрестке торговых путей (сухопутных и водных). По Москве-реке на судах плыли новгородские купцы к Волге и далее на восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым.
С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела.
Москва, как городское поселение существовала уже на рубеже XI-XII вв. и принадлежала боярину Степану Кучке и называлась «Москов», «Куцкова», «Кучково». Первое летописное известие о Москве относится к 1147 г. В этом году Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя союзнические отношения, встретился в Москве со своим сторонником князем черниговским Святославом Ольговичем.
Первоначально Москва была крепостью на южной границе Владимиро-Суздальской земли и не составляла особого княжества. Но в 70-е гг. ХШ в. она получила самостоятельность. В Москве утвердился младший из сыновей Александра Невского – Даниил, который стал родоначальником московского княжеского дома. Первые московские князья старались расширить свое маленькое княжество, явившись, по существу, собирателями земли русской.
Даниил отвоевал у рязанских князей Коломну, по завещанию от бездетного родственника получил Переславль. Его сын Юрий (1303-1325) у смоленских князей отнял Можайск.
В результате все земли по реке Москве от истока до устья вошли в состав Московского княжества, а его территория увеличилась почти вдвое. Это создавало основу дальнейшего развития его экономических связей с другими русскими землями.
Особенно укрепилось московское княжество при сыне Даниила Александровича Иване I Калите (1325-1340), (калитой называли кошель для денег, который привязывали к поясу). Это был правитель жестокий, умный, хитрый, целеустремленный, хотя и богобоязненный, всегда имел при себе медные деньги, которые раздавал нищим и убогим, боролся с еретиками.
Иван Калита заложил основу могущества Москвы. При нем московское княжество стало сильнейшим на Руси. Можно выделить три важнейших направления политической деятельности Ивана Калиты. Иван I стремился укрепить престиж своей власти и заручиться поддержкой церкви. Это ему удалось. С 1326 г. Москва становится религиозным центром Руси, туда митрополит Петр перенес из Владимира свою резиденцию.
Защищая интересы русской земли, Иван Калита установил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Он часто ездил в Сарай и всегда привозил хану и его женам ценные подарки. Он помог хану в 1327 г. подавить восстание в Твери. За это он получил ярлык на великое княжение. Москва стала политическим центром русских земель.
При Иване Калите, по мнению Л.Н. Гумилева, окончательно утвердился новый принцип политической деятельности – принцип этнической терпимости. Подбор служилых людей князем осуществлялся исключительно по деловым качествам. Иван Калита проявлял покорность ханам, исправно платил Орде установленную дань, при этом стремился к самостоятельной власти во внутренних делах России.
Такая политика не давала возможности золотоордынским ханам осуществлять набеги и разорять русские земли. По словам летописца, «была тишина великая на всей русской земле, и перестали татары убивать христиан».
Опираясь на авторитет церкви, Иван Калита последовательно добивался возвышения и расширения своего княжества, выступил образцовым устроителем своего удела. Он поставил под свое влияние ростовское, белозерское и ярославское княжества, упрочил свое влияние в Новгороде, Угличе, Галиче.
Политика Калиты не была рассчитана на подготовку к борьбе с Ордой. Он думал лишь об укреплении собственной власти, преследовал своекорыстные интересы. Более того, его расправы над теми, кто пытался противостоять Орде, лишь отдаляли день свержения ига. Тем не менее, усиление Москвы объективно привело к сплочению Руси вокруг одного центра, а это, в свою очередь, позволило ей позднее вступить в успешную борьбу с Ордой.
Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый (1340-1353 ) и Иван II Красный (1353-1359 ). Они уже не имели соперников при получении ярлыка на великое княжение владимирское. При них в состав московского княжества вошли дмитровские, костромские, стародубские земли, район нынешней Калуги
В 50-70-е годы при сыне Ивана II Красного- Дмитрии- (1359-1389) обострилась борьба между Москвой и Тверью за ярлык на владимирское княжество. Дмитрий вступил на княжеский престол после смерти отца - Ивана Красного в возрасте 9 лет. Воспользовавшись малолетством московского князя, нижегородский князь Дмитрий Константинович добился от Орды ярлыка на великое владимирское княжение. Однако сплоченное московское боярство под руководством митрополита Алексия уже через три года (в 1362 г.) сумело вернуть ярлык в Москву. Уже в 60-х - начале 70-х гг. XIV в. Москва стала подчинять других русских князей.
Тверь поддерживал литовский князь Ольгерд, который трижды (в 1368, 1370, 1372) совершал походы против Москвы.
Московского князя Дмитрия поддерживал митрополит Алексей (церковь уже давно поддерживало политику московских князей) и московское боярство, не желавшее переходить под власть тверского князя. Лидерство Москвы уже было неоспоримым.
Московского князя поддерживала почти вся Северо-Восточная Русь.
Другим противником Москвы все еще оставалась Тверь, опиравшаяся на литовскую поддержку. Однако в 1375 г., после того, как тверской князь попытался получить в Орде великокняжеский ярлык, Дмитрий предпринял поход против Твери. Тверской князь был вынужден подписать докончальную грамоту (договор), признав Дмитрия "братом старейшим", а себя "братом молодшим" и обязавшись впредь не претендовать на великое владимирское княжение. Князья также обязались действовать совместно против Орды как в случае ее нападения, так и в случае русского похода на нее. Это говорит о том, что борьба против Орды стала главной политической задачей. В 1375 г. в результате военного похода на Тверь и её капитуляции была признана принадлежность владимирского стола московским князьям.
Сплочение русских земель вокруг московского князя Дмитрия Ивановича обусловили попытку русских военным путем ликвидировать зависимость Руси от Орды. Орда была ослаблена междоусобицами ханов.
В 60-х гг. XIV в. Золотая Орда переживала усобицы. Она распалась на две независимые части: левобережную и правобережную Орду. Власть в левобережной Орде была неустойчива, ханы постоянно менялись в результате заговоров. С 1360 по 1380 г. сменилось 14 правителей Орды. В результате Орда утратила контроль над южнорусскими землями, перешедшими под власть Литвы. Москва перестала платить Орде дань. Но в конце 60-х гг. усобицы в Орде прекратились, реальная власть перешла в руки темника Мамая (ханом Мамай не мог стать, т.к. не был потомком Чингиз-хана).
Мамай решил совершить набег на Русь, наказать ее за разгром войска мурзы Бегича в 1378 г. на р. Воже. Битва на Воже - первая победа русских над ордынцами в сражении в открытом поле.
Мамай собрал огромную рать, в ее составе были покоренные народы Поволжья и Северного Кавказа, тяжеловооруженные пехотинцы из генуэзских колоний в Крыму. Союзниками Орды стали литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег. Ягайло не хотел усиления ни ордынской, ни русской стороны. На поле сражения его войска так и не появились. Олег Рязанский пошел на союз с Мамаем, опасаясь за судьбу своего пограничного княжества, но он же первый сообщил Дмитрию о продвижении ордынских войск, однако в битве не участвовал.
Москва тоже готовилась к схватке: увеличивалось постоянное войско - княжеский "двор", наращивалась численность набираемой из горожан пехоты, заключались соглашения с другими русскими князьями.
В войске Дмитрия собрались княжеские дружины и ополчения большинства русских земель, Под предводительством Дмитрия собрались все князья Северо-Востока, кроме тверских и суздальских. Не прислали войск Новгород Великий, Смоленск и, естественно, Рязань.
Численность русских войск, собранных Дмитрием, историки оценивают в 50 – 150 тысяч. Столь же неопределенно оценивается и численность войск Мамая. Традиционно считается, что ордынцев было больше, чем русских. По преданию, перед битвой Дмитрий получил благословение у Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиева монастыря, одного из самых авторитетных церковных деятелей того времени. Сергий послал на битву двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырем Челубеем и началась, по преданию, Куликовская битва. Не исключено, что этот рассказ представляет собой легенду, призванную подчеркнуть религиозный характер противостояния православной Руси и мусульманской Орды. (Орда приняла ислам при хане Узбеке в начале XIV в.).
Куликовская битва, происшедшая в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона, имела огромное политическое значение. Хотя зависимость от Орды еще сохранилась, Орды признала Москву независимой национальной столицей. Размер дани ордынскому хану был уменьшен.
Московская княжеская династия добилась от Орды признание своего права на великое княжение как на «отчину» (Дмитрий Донской впервые передал власть своему сыну Василию без ханского ярлыка).
Новые приращения территории московского княжества в восточном и северо-восточном направлениях произошли в период княжения Василия I (1389-1425), сына Дмитрия Донского. Тверское княжество было со всех сторон окружено землями московского князя, что предрешило его судьбу.
Василий I сделал попытку, борясь с Ордой, укрепить союз с Литвой, женившись на литовской княжне Софье Витовне. Но вскоре Литва изменила Москве. В результате этого в 1408 г. Василий I заплатил правителю Орды Едигею, разорившему в ходе набега московские земли, огромную контрибуцию в 3 тысячи рублей. Но, собравшись с силами, Москва отразила новое нашествие Едигея.
Сын Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич (1389-1425 ),
7-й Великий князь московский, Великий князь владимирский
Софья Витовтовна (1371-1453), жена Василия I Дмитриевича (1390-1425)
Новый порядок престолонаследия (от отца к сыну, а не от старшего брата к младшему, существовавший ранее) не сразу укрепился на Руси. Правление внука Дмитрия Донского Василия II (1425-1462) ознаменовалось кровопролитной многолетней войной. Претензии на власть в Москве предъявили дядя Василия II – галицкий князь Юрий Дмитриевич и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.
Василий II Темный
Юрий IV Дмитриевич (1374-1434) Великий князь Московский (25 апреля 1433 — не позднее 28 сентября 1433)
Димитрий Юрьевич Шемяка, Великий князь Московский
(7 июля 1445 — 26 октября 1445 и 12 февраля 1446 — 17 февраля 1447)
Василий Юрьевич Косой. Великий князь Московский (5 июня 1434 — начало июля 1434), князь Звенигородский
с 1421 г. и до смерти в 1448 г.
Князь Юрий и его сыновья, борясь за московский престол, отстаивали лишь свои собственные интересы (они хотели расширить свои собственные владения). В ходе этой междоусобной борьбы Василий был ослеплен Шемякой в 1446 г. (с тех пор его и прозвали Темный). Заговорщики захватили Василия внезапно во время обедни в Свято-Троицком монастыре, предварительно разграбив Москву.
Василий II был защитником идеи единства Руси. Поэтому, несмотря на неоднократный захват Москвы в ходе феодальной войны, военные поражения Василия II в ходе борьбы со своими противниками, московские бояре и служилые люди в конечном итоге поддержали московского князя Василия II, что предопределило его победу и закрепление централизаторских тенденций на Руси.
Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В годы правления Василия II к Москве были присоединены Нижний Новгород, Суздальское княжество, Муром, в рязанских городах были посажены московские наместники, а Псков, Вятка поставлены в зависимость от Москвы. При Василии II была проведена унификация налогообложения, перепись податного населения. Усиление Москвы поддерживалось Русской Православной Церковью, выступавшей за единство Русской земли. Упрочив свои позиции в Центральной части Руси, Василий II предпринял в 1456 г. поход против Новгорода, который в ходе феодальной войны лавировал между противоборствующими сторонами, а после смерти Дмитрия Шемяки оказывал помощь его семье.
После разгрома ополчения Новгород лишился права самостоятельно осуществлять внешнюю политику, обязывался не оказывать поддержку противникам великого князя. Была отменена законодательная власть веча. Позже Новгород стал платить дань Великому князю.
Эти меры свидетельствовали о существенном ограничении московским князем самостоятельности феодальной боярской республики. При Василии II победил новый порядок престолонаследия и объединительная тенденция русских земель.
Великий Князь Василий Темный свершил величайшее историческое решение: он решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.) с католиками, к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого Князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси. Вскоре он оказался в Риме, и покровительствуемый папами, склонил польского короля Казимира принять на литовские епархии митрополита-униата из Рима, отойдя от Русской Церкви. Так в 1458 г. началось отделение от Москвы западнорусских епархий, входивших в состав Речи Посполитой. После низложения Исидора Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. В 1448 г. по приказу Василия II митрополитом был избран рязанский епископ Иона, что знаменовало провозглашение независимости русской Церкви от константинопольского патриарха (она стала автокефальной) и укрепляло международное положение Руси. Царьград же в 1453 г. был взят турками. «Это одно из тех великих решений, – писал историк С. Соловьев, – которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
После смерти Василия II в 1462 г. московский престол занял его старший сын Иван III (1462-1505 г.). Он явился фактически создателем Московского государства.
К моменту овладения престолом Иваном III территория московского княжества намного превышала владение остальных русских князей.
Требовалось централизованное управление. Верховная власть стала принадлежала московскому князю. Он получил право налагать на бояр опалы, конфисковать их имущество, даровать им новые вотчины, удалять бояр от государственной службы. При Иване III сформировалась Боярская Дума. В число московских бояр стали входить князья ранее независимых княжеств, т.е. бывшие удельные владыки превращались из вассалов в подданных Москвы.
При Иване III сформировалась Боярская Дума. В число московских бояр стали входить князья ранее независимых княжеств, т.е. бывшие удельные владыки превращались из вассалов в подданных Москвы.
Был создан Дворец, который ведал великокняжескими землями, а также разбирал тяжбы о земельной собственности.
Усложнение государственного управления выразилось в создании Казны. Казна выполняла финансовые функции, являлась госканцелярией и ведала внешнеполитическими вопросами (в середине XVI в. она распалась на приказы). Ведущую роль в аппарате играли дьяки (писцы). Они регулировали финансовые отношения, занимались посольскими поместными, ямскими и другими делами.
В административном порядке страна делилась на уезды, станы, волости, во главе которых стояли наместники и волостели. Они получали территорию в «кормление», т.е. брали себе судебные пошлины и часть налогов, собираемых на данной территории.
Росту авторитета московского князя способствовал второй брак Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье в 1472 г. Этот брак способствовал возвышению Руси, но не реализовывал планы папы римского на объединение католичества и православия.
Для унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был составлен новый свод законов – «Судебник» – первый кодекс законов единого государства. Он закрепил единое устройство и управление в государстве, установил единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения суда и следствия.
«Судебник» положил начало юридического оформления крепостной зависимости крестьян от феодалов. Он ограничил право крестьян уходить от своего феодала определенным сроком – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого» – определенной платы феодалу в сумме 1 рубль.
При Иване III на земли Великого Новгорода претендовало Великое княжество Литовское. В самом Новгороде также существовала пролитовская ориентация среди бояр во главе с вдовой новгородского посадника Марфой Борецкой. В 1471 г. новгородская знать призвала для правления в город литовского наместника, ставленника польско-литовского короля Казимира IV. Иван III предпринял ряд походов против Новгорода в 1471, 1475, 1478 гг., победа в которых сопутствовала московскому князю. Новгородцы признали Ивана III своим государем, политический строй Новгорода был ликвидирован, вече было отменено, вечевой колокол был увезен в Москву. Вместо посадников и тысяцких городом стали править московские наместники.
Псков сохранил самоуправление. Но его политика находилась под жестким контролем Московского князя.
При Иване III последовательно проводилась политика присоединения удельных княжеств к Москве. Мелкие удельные князья переходили на службу к московскому князю, а их уделы превращались из независимых земель в вотчины. Так Ярославское и Ростовское княжества присоединились к Москве.
Тверской князь Михаил Борисович решил укрепить свой союз с Литвой, чтобы противостоять Москве. Узнав об этом, Иван III начал поход против Твери и окончательно присоединил тверские земли к Москве. Хотя Рязанское княжество формально сохраняло свою независимость до 1521 г., фактически правил им московский князь.
В конце XV в. появилось новое название страны – Россия. Ранее сложились атрибуты верховной власти. Двухглавый орел стал гербом Московской Руси.
В период правления Василия III (1505-1533) произошло завершение объединения русских земель. Он присоединил Псковскую землю, отвоевал у Литвы Смоленск, присоединил Рязанское княжество. Итак, сложилось единое Российское государство со столицей в Москве. Оно стало крупнейшей державой на европейском континенте.
Единое Российское государство (1462-1533 гг.)
В начале XVI в. оформилась идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована игуменом Филофеем в его послании Василию III. Филофей считал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда - в Москву.
Москва являлась «третьим Римом», а четвертому не бывать. Утверждение о Москве – «третьем Риме» призвано было служить возвеличиванию московских государей.
Деятельность Ивана III, Василия Ш, а позже Ивана IV Грозного отразила особенность образования Московской Руси. Российское единое централизованное государство создавалось как государство феодальное в условиях укрепления собственности феодала на землю, закрепощения крестьян, их борьбы против крепостных порядков при незначительной роли городов.
На западе уже в XVI в. шел генезис капитализма, складывалось третье сословие. Рост городов, усиление экономических связей между ними обусловил образование единых государств Западной Европы.
Основой функционирования социально-экономической системы российского общества явилось феодальное землевладение. Оно было представлено различными формами. Княжеская, боярская, церковная вотчины – важнейшие из них.
По мере укрепления подданнических отношений между князьями и великим князем княжеское землевладение ослабевало. Главной формой землепользования в конце XV в. оставалась боярская вотчина – родовое имение, переходившее по наследству.
В укрепляющейся Московской Руси шел процесс, который мог подорвать усилия великого князя по укреплению его влияния, могущества государства. Усиливался процесс обеднения части вотчинников, переход в низший разряд класса феодалов – слуг вольных, или даже в холопы к своим более удачливым собратьям.
Обезземелившийся вотчинник уже не мог, как раньше на свои средства содержать воинов. А в условиях отсутствия регулярного войска, это значительно снижало военную мощь государства.
Разрешению этой проблемы способствовала особая политика московских князей, которая помогла укрепить социальную опору великокняжеской власти, оказать поддержку этой части феодалов, укрепить их зависимость от центральной власти, военное могущество Руси. Великий князь стал раздавать земли обедневшим феодалам и переселять их на новые места.
Таких «испомещавшихся» на новых землях феодалов стали называть помещиками, а их владения поместьями. Их называли еще слугами поддворскими, то есть управляющими княжеским хозяйством, отсюда и звание - дворяне.
Поместные земли не передавались по наследству, а закреплялись за дворянами только на время их службы вплоть до 1714 г. В результате такой политики великого князя в начале XVI в. поместья были уже почти во всех уездах страны.
Крупным феодалом стала с XIV в. церковь. Быстро росли владения монастырей. Главным источником земельного обогащения являлись земельные вклады «на помин души», которые землевладельцы давали монастырям. Этот обычай создал огромные земельные богатства церкви на Руси (так же, как и в Западной Европе) и разорял феодалов.
Уже во второй половине XVI в. монастыри владели третьей частью всех обрабатываемых земель в стране. Это обусловило наступление великокняжеской власти на церковное землевладение, особенно в условиях ведения Россией войн с другими государствами.
Основную же массу населения на Руси составляли крестьяне, более 96 % российского населения проживало в сельской местности. В этот период существовали следующие категории крестьян. Прежде всего, проживающие в общинах черносошные или волостные крестьяне, позже их начали называть государственными.
Для общины было характерно волостное самоуправление под контролем княжеской администрации, наместников и волостелей. По мере развития поместной системы их земли раздавали дворянам под предлогом покровительства крестьянам от монастырей вотчинников.
Значительную часть крестьян составляли владельческие или вотчинные крестьяне. Основным видом феодальной ренты был натуральный оброк вследствие слабого развития товарно-денежных отношений. Отработочная рента существовала в виде отдельных повинностей: вспашка и уборка урожая, строительство, ловля рыбы и так далее.
Усиление крепостной зависимости крестьян закрепила 57 статья Судебника 1497 г. Завершило юридическое оформление крепостного права Соборное Уложение 1649 года. Юрьев день был отменен, установлен бессрочный сыск беглых крестьян.
По мере роста феодального землевладения возрастало число кабальных людей. Ими становились свободные люди, которые не сумели своевременно отработать сумму долга и большие, кабальные проценты. Крестьяне, работавшие на церковных и монастырских землях, также относились к владельческим крестьянам.
К зависимым крестьянам относились и дворцовые крестьяне, которые принадлежали московским великим князьям (позже царям) и жили на их земле.
В XV-XVI в. продолжалось развитие городов, хотя численность городского населения не стала преобладающей и составляла всего 2 %. Города служили местом натурального обмена и продажи продукции ремесленников, продуктов сельского хозяйства и промыслов.
Особенностью развития ремесла являлась углубившаяся и четко проявившаяся специализация труда. Например, в области обработки металлов существовали замочники, ножевники, кузнецы, подковщики, сковородники, сабельники и другие.
В городах жила категория “черных ремесленников”. Они несли “тягло”-комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства. От несения «тягла» были освобождены ремесленники, которые принадлежали боярам, монастырям или князьям.
Начиная со времен Ивана Грозного, усиливается система контролируемого государством горнорудного производства, база для которого была заложена ранее. Еще во времена правления Ивана III началась активная отливка пушек сначала из бронзы, а затем из чугуна.
Русская артиллерия того времени становится самой мощной в мире. В связи с необходимостью укрепления молодого Московского государства значительно возросла потребность в металлах, особенно цветных, которые поставлялись из государств, находящихся в состоянии упорной борьбы с Российским государством. Встал вопрос о собственных источниках сырья.
В 1491 г. Иван III послал грека Мануила вместе с русскими людьми в район Печоры, где были найдены значительные по тем временам залежи железной руды. Из чугуна в 1445 г. начинают также отливать трубы, а в 1469 г. - гири для весов.
В XV-XVI вв. Москва - центр пушечного литейного производства в России. Пушечная изба (позже Пушечный двор) была основана около1479 г. и находилась тогда у Спасских ворот Кремля. В первой трети XVI в. этот двор был перенесен на реку Неглинку (район современной Неглинной и Пушечной ул.).
Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на Пушечном дворе мастером Яковом в 1491 г. С 1569 г. на Пушечном дворе работал выдающийся мастер Андрей Чохов, создавший ряд замечательных образцов, в том числе "Царь-пушку" (1586). Помимо орудий различного назначения там отливались колокола и паникадила.
Пушечный двор был одним из передовых в техническом отношении производств своего времени. В XV в. здесь делали пушки с раструбом в дульной части, в конце XVI в. — казнозарядные орудия с клиновидными затворами, в начале XVII в. изготовили первую нарезную пищаль.
Пушечный двор был государственной мануфактурой. Мастера и ученики были служилыми людьми, получали денежное и хлебное жалованье, землю под строение.
К середине XVII в. там работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и другие), всего 400-500 чел. В связи с организацией в XVII – начале XVIII вв. военных и металлургических заводов значение Пушечного двора упало. В конце XVIII в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен.
При господствующем натуральном хозяйстве развитие ремесла все же постепенно приводило к росту торговли. В XV в. основной счетной единицей стал рубль. Монетой первоначально была деньга, а со времени Елены Глинской, матери Ивана Грозного, копейка.
В XVI в. видную роль в торговле начало занимать купечество крупных городов. Крупнейшими купцами в XVI в. были Строгановы, потомки которых превратились в графов Российской империи и осуществляли свою деятельность в XX в.
Усиливающийся процесс единения русских земель позволил русским князьям проводить активную внешнюю политику. Главными направлениями внешнеполитической деятельности России оставались борьба за окончательное свержение ига Золотой Орды и установление отношений с выделившимися из ее состава Казанским и Крымским ханствами, борьба с Великим княжеством Литовским за возврат захваченных им русских, украинских и белорусских земель, борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.
При Иване III Русь оформилась не только как единое, но и как суверенное государство
Великий князь Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, у его ног- поверженный противник – Орда. Татарин на коленях протягивает монарху бунчук- символ окончательно победы русских в 1480 г. Памятник «Тысячелетие Руси». М.О. Микешин.
В ноябре 1480 года в результате «великого стояния» на реке Угре (притока Оки) монгольское иго было окончательно ликвидировано. В конце XV в. в состав Руси вошли северские и часть смоленских земель, ранее служившие Литве, позже Россия опять потеряла эти земли. Иван III не позволил вовлечь Россию в антиосманскую лигу христианских государей, которую создавал папа римский. Он установил дипломатические отношения с Италией, Германией, Венгрией, Данией, Турцией.
Усиление централизации Российского государства произошло при Иване IV Грозном (1533-1584).
Иван IV Грозный
Одной из мер по усилению централизации государства и укреплению власти великого князя стало венчание Ивана IV на царство в 1547 г. (ранее царем называли хана Золотой Орды). В России царь считался наместником Бога на земле, поэтому власть его была более деспотичной, чем в Западной Европе. Боярская Дума играла все меньшую роль в государстве.
Вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которая впоследствии была названа Избранной Радой. С ее помощью царем были осуществлены всеобъемлющие реформы.
В 1549 г. впервые был созван всесословный законосовещательный орган – Земский Собор, который созывался нерегулярно для решения наиболее важных государственных вопросов. В отличие от западно-европейских сословно-представительных органов, он в значительно меньшей мере ограничивал власть царя. Это приближало Россию ближе к Востоку.
В 1550 г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, в нем была учтена судебная практика. Судебник 1550 г. усилил крепостную зависимость, увеличив «пожилое», феодала именовали «государем» крестьянина, тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа.
Было завершено создание центральных органов государственного управления – приказов. Они просуществовали до правления Петра I. К середине XVI в. их было уже 20, среди них челобитный, посольский, поместный, земский и др. Развивалось местное управление, главной функцией которого была раскладка, сбор и доставка в Москву прямых налогов. Было отменено «кормление» и вместо него введен налог в пользу государства, что способствовало централизации финансов. Впервые в России в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI в. насчитывало 25 тысяч человек.
В ходе церковной реформы были установлены единые церковные праздники и пантеон святых. Предпринята попытка ограничить влияние церкви на государственные дела, ослабить ее экономическую мощь. Был введен запрет на внесение крупных вкладов в монастыри. Иван IV предпринял попытку ограничить местничество, систему распределения служебных мест среди феодалов, которая учитывала, прежде всего, происхождение и служебное положение их предков.
Десятилетие реформ (1549-1560) сменились годами опричнины (1565-1572). Термин «опричнина» происходит от слова «опричь» – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он выделил себе в удел. Он создал опричное войско, опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась своя собственная система управления государством. Опричнина по форме была возвращением к временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала цель укрепить личную власть царя, которой царь добивался путем усиления опричного террора, от него страдали различные сословия. Опричное войско, способное на грабежи и убийства своего народа, не смогло защитить страну от внешнего врага. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей с войском пошел к Москве и сжег ее. В 1572 г. Иван IV отменил опричнину. Опричнина ожесточила общество, человеческая жизнь обесценилась, она подорвала экономику страны.
Основными задачами во внешней политике России во второй половине XVI в. являлись обеспечение выхода к Балтийскому морю, борьба с Казанским и Астраханским ханствами, начало освоения Сибири, защита страны от набегов Крымского ханства.
Во времена Ивана Грозного не была забыта прежняя принадлежность прибалтийских земель Руси. Начиная с середины XII века шведские и немецкие феодалы вытесняли новгородцев из тех прибалтийских регионов, которые Новгород контролировал со времен Древнерусского государства: с земель Сумь и Емь (нынешняя южная Финляндия), с Каянской земли (побережье Ботнического залива), с Аландских островов, из Западной Карелии, с чудских земель (нынешняя Эстония). Характерно, что в русских документах XVI века старинные ливонские города именуются старинными русскими названиями, оставшиеся от тех времен, когда Прибалтикой владели русские князья. Дерпт звался Юрьевым, Ревель Колыванью, Нарва Ругодивом, Венден Кесью, Мариенбург Алыстом, Кокенгаузен Куконосом.
Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну (1558-1583), целью которой являлось приобретение земель на балтийском побережье. Это могло создать лучшие условия для развития торговли с западными государствами. Начав войну с Ливонским орденом, первоначально Россия одерживала победы, захватывая города, пленила магистра Ливонского ордена.
Но позже она столкнулась с противодействием Речи Посполитой, Швеции и Дании и стала терпеть поражения. Героическая оборона Пскова в 1581 г. против войск короля Речи Посполитой Стефана Батория позволила России заключить мир с минимальными территориальными потерями.
Ям-Запольский мир был заключен между Россией и Речью Посполитой в 1582 г. сроком на 10 лет. России возвращались занятые польскими войсками города, взамен Россия отказалась от Полоцка и Ливонии. Плюсское перемирие 1583 г. России и Швеции завершило Ливонскую войну. К Швеции отошли русские города Ивангород, Ям, Копорье и Корела с уездами. Россия сохранила только устье р. Невы.
Более успешными были действия России на восточном и южном направлениях. В 1552 г. после длительной подготовки штурмом была взята Казань, первоклассная военная крепость. В 1556 г. присоединена Астрахань. Новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.
Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность продвижения в Сибирь. В 1581 г. Ермак Тимофеевич во главе отряда казаков проник на территорию Сибирского ханства, а через год разбил войска хана Кучума, взял его столицу Кашлык (Искер).
С освоением в XVI в. территории Поля, плодородных земель нынешнего Центрального Черноземья, были укреплены южные границы государства от набегов Крымского хана. Были сооружены во второй половине XVI в. Тульская и Белгородская оборонительные черты. Среди возведенных крепостей был и Воронеж. Он был основан в 1586 г.
В 1584 г. умер Иван IV, оставив двух сыновей Федора, неспособного к управлению государством, и малолетнего Дмитрия. Фактически государством управлял царский шурин Борис Годунов. В 1591 г. умер при невыясненных обстоятельствах царевич Дмитрий, а в 1598 . умер бездетный Федор, что вызвало династический кризис.
Русь постепенно преодолевала последствия монгольского ига. С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях.
Россия во второй половине XVI в.
В это время широко развивалось устное народное творчество. Славная победа русских на Куликовом поле была воспета в «Сказаниях о Мамаевом побоище», в поэме «Задонщина». С XIV в. получили широкое распространение летописи, которые писали не только в монастырях, но и при дворах московских тверских и других князей. Постепенно центром летописания становится Москва. Были составлены общерусский летописный свод 1408 г. К 1480 г. относится создание Московского летописного свода.
Широко распространялись жития, повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. Епифанием Премудрым было написано «Житие Сергия Радонежского» в начале XV в. и воспета главная добродетель Сергия – трудолюбие. Значительного расцвета достигла иконопись в творчестве Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия.
В условиях острой политической борьбы в России развивалась культура и просвещение, открывались школы. Богатые землевладельцы и горожане для обучения своих детей нанимали домашних учителей. Возникали училища, в которых готовили духовенство. По распоряжению Ивана Грозного недалеко от Кремля был построен Печатный Двор, и в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую книгу «Апостол», позже были напечатаны русская грамматика и первый славяно-русский букварь.
Литература этого периода отличается пышностью и торжественностью. Острая политическая борьба обусловила падение интересов к повествовательной, беллетристической литературе и большое развитие публицистики. Важнейшие вопросы жизни общества стали предметом обсуждения не только церковных, но и светских авторов. Яркими талантливыми публицистами были Иван IV и А. Курбский. Иван IV защищал право царя на самовластие. А. Курбский писал о долге царя заботиться о своих подданных.
Большое распространение в Росси получил – «Домострой» – книга поучительного содержания, предназначенная для домашнего чтения, которую написал Сильвестер, духовник Ивана IV. Для личного чтения предназначались «Великие Четьи-Минеи», это 12-ти томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, собраний канонического права, расположенных по дням христианских праздников и дням пямяти святых.
В этот период в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя деревянные строения на Руси преобладали. Приглашенный из Венеции архитектор Аристотель Фиораванти руководил постройкой Успенкого собора, в котором совершались обряды избрания и посвящения митрополита и священное коронование царей. Построены Архангельский собор, место погребения царей и князей московских. Грановитая палата, в которой совершались праздники, бракосочетания царей, принимались и угощались послы, духовенство.
В 1560 г. в ознаменование победы над Казанью, исполнив поручение Ивана IV, русские зодчие из Пскова Барма и Постник, закончили строительство Покровского собора на Красной площади, который также стали называть храмом Василия Блаженного. Первоначально храм был белый. Свою пеструю окраску он получил в XVII в..
В связи со строительством церквей и соборов новый импульс получает иконопись, но как никогда раньше она подвергается строгому официальному контролю. В связи с повышенным интересом к историческим темам в XVI в. усилено развивается жанр исторического портрета. Портреты исторических лиц носили условный характер, художников интересовали не индивидуальные черты, а сан и возраст изображаемых.
Тенденции политической централизации стимулировали этнические процессы на Руси. В XIV-XVI вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс.
В России взгляды Г. Паламы, Г. Синаита и афонских монахов были дополнены идеей соборного пути к Богу на основе национально-религиозного объединения. Из православия и общинных традиций выросла главная черта русской цивилизации – соборность, которая сказалась на становлении русской государственности как ведущей формы социальной интеграции русского народа. А затем российского суперэтноса.
В отличие от западных национальных государств, централизация которых проходила на однородном западно-христианском цивилизационном пространстве и в условиях складывания национальных рынков, зарождения буржуазных отношений формирование единого Русского государства шло и во многом определялось геополитическим положением – перманентным натиском на Восточно-Европейскую равнину как с севера и запада (Швеция, Польша, Литва), так и с востока и юга (Золотая Орда, затем Крымское ханство и другие ее осколки, Османская империя). Это была борьба не только межэтническая и межгосударственная, но и духовная, межцивилизационная. Складывающаяся русская цивилизация детерминировалась православным типом духовности, евразийскими природно-ландшафтными условиями, самобытной государственностью, особенностями правовой культуры, менталитета и хозяйственной жизни. Отношения континентальной русской православной цивилизации с западнохристианской и исламской цивилизациями неоднократно перерастали в тяжелейшее военное противостояние по всему периметру границ, ставили русский народ не только перед проблемой утраты независимости, государственности или территориальной целостности, но и перед потерей этнической самоидентификации (совпадавшей с православной и государственной идентификацией русских).
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1276;