Эпоха расцвета феодализма (XI - конец XV вв.)

 

Феодальная иерархия. «Порядок щитов»

К концу XI — началу XII вв. немецкая деревня стала в целом феодальной. Население разделилось на свободных и феодально зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных «благородного» происхождения господ и на свободных, но «неблагородных лиц шеффенского сословия».

К первой сословной группе относились духовные и светские князья, графы, рыцари, т.е. крупные феодальные земельные собственники. Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы — шеффены, чиншевики*, ландзассы (поселенцы), свободные от всяких крестьянских повинностей или платившие так называемый свободный чинш** и судебный налог и именуемые лицами шеффенского сословия, так как были подсудны шеффенскому суду, а также обязывались и допускались к исполнению функций присяжных заседателей. Отсюда и название: Die Schoffen — присяжные.

* Чиншевик — свободные оброчные держатели в юго-западной Германии в XIII в.

** Чинш — денежная, реже натуральная, фиксированная рента в пользу сеньора.

 

Сложившаяся в предыдущий период феодальная иерархия к началу XIII в. получила официальное закрепление в «порядке щитов». Всего было установлено семь военных щитов, указывавших ранг (место), к которому относилось данное лицо в системе феодальной иерархии. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть леном*.

* Лен (феод) — частное землевладение, свободно отчуждаемое и наследуемое.

 

Возглавлял феодальную лестницу король (император), считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, «судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого». Прямыми вассалами короля являлись князья — «непосредственные чины империи», имевшие своих вассалов. Королю принадлежал щит первого ранга. Щит второго ранга принадлежал духовным князьям — епископам, аббатам и аббатиссам, третьего — светским князьям, если они становились вассалами епископов, четвертого — графам, пятого — рыцарям, шестого — субвассалам рыцарей. В пятый ранг «Саксонское зерцало»* включало «лиц, могущих быть шеффенами». Седьмой щит принадлежал «свободным людям, рожденным в браке», и ленного права не давал. Щит снижался на одну ступень, если феодал, как это часто бывало со светскими князьями, становился вассалом равного себе по чину лица.

* «Саксонское зерцало» — сборник германского права. Составлен в 1221—1225 гг.

 

Лены и ленное право

Лены различались по рангу и назначению. В лен могли отдаваться не только земли, но и сан, должности, взимание десятины, пошлин, чеканка монеты и т.д. Имелись лены имперские, церковные, судебные, городские. В число имперских входили и церковные — «скипетроносные» и «знаменные» лены, передаваемые светским князьям, должностные, чеканка монеты и др. Наряду с ленами, находящимися во владении «благородных» феодалов, существовала категория «неблагородных ленов» — лены сельских старост и даже «крестьянские лены», держание которых было связано с определенными повинностями. Вместе с тем леном признавалось лишь то, что феодал получал в качестве вассала. Феодал мог наделить своего служивого человека (министериала) именем, но такая сделка, разъясняет «Саксонское зерцало», совершалась не по ленному, а по домениальному (земскому) праву, так как являлась передачей служебной.

Ленная система в Германии сложилась в полной мере и стала государственной системой земельных отношений уже в XII в. В наследственные лены превратились графства. Даже многие аллоидальные владения территориальных князей и графов стали ленами. Сохранившиеся еще у крупных территориальных владельцев аллоидальные земли инкорпорировались (присоединялись) в ленную систему, сохранив лишь свой юридический титул владения. Феодальное землевладение приняло характер ленной системы, сформировалось ленное законодательство.

Ленное право регулировало вес стороны отношений собственников и держателей ленов, организации сельскохозяйственных работ на ленных территориях, определяло устройство общественной жизни страны. Особенно тщательно ленное право разграничивало, что и в какие сроки надлежало получать собственникам и держателям лена.

Некоторое ослабление крепостничества

Середина XIII в. стала временем решительного поворота к лучшему в жизни немецкого народа, особенно в положении крестьянства. Значительные массы крестьянства получили личную свободу либо в связи с крестовыми походами, либо откупившись от господина. Некоторые феодалы, уходя в поход, отпускали своих крестьян на свободу; сотни дворянских родов исчезли, а их крестьяне добились свободы. Но главная причина ослабления крепостничества до уровня простой зависимости диктовалась необходимостью освоения целинных земель, а при старых способах обработки увеличить доходы феодала можно было лишь на основе полюбовного соглашения с собственными крестьянами и пришлыми колонистами. В восточной части Германии, в захваченных за Лабой славянских землях, немецкие крестьяне-переселенцы были освобождены от барщины и платежей на ряд лет, пользовались льготами и привилегиями. Иначе нельзя было привлечь на восток рабочие руки. В этих условиях феодалам пришлось дать личную свободу зависимым крестьянам всей Северной Германии. В Саксонии и соседних северо-западных областях с XIII в. создавалось мелковотчинное феодальное хозяйство, развивалась майерская (майер — управляющий) аренда.

Города

Лишь немногие города Германии были римского происхождения. Огромное большинство немецких городов возникло в XI - XIII вв.

В XII в. в Германии насчитывались сотни городов, а в XIII— XIV вв. возникло около 700 новых городов. Средним считался город с населением 10—15 тыс., крупным — 25 — 35 тыс., мелким — 1 — 5 тыс.

Первоначально население городов составляли крепостные, бежавшие от своих господ. Они принесли в города начала маркового строя и древнего народоправства в виде городского веча (бурдига). Но город стоял на земле духовного или светского сеньора, который осуществлял в нем правосудие, взимал поборы, требовал от горожан явки в поход. Постепенно власть сеньора подавила народные собрания.

 

Торговая контора в Аугсбурге

 

Горожане боролись за сокращение феодальных поборов, торговые привилегии, право на городское самоуправление. Эта борьба горожан проходила в форме коммунальных революций. Нередко города опирались на поддержку императоров, заинтересованных в ослаблении сеньоров и понимавших роль и значение города как источника финансовых и человеческих ресурсов. К началу XIV в. большинство городов добилось независимости от сеньоров, но власть оказалась в руках городской аристократии — крупных купцов, домовладельцев, ростовщиков и землевладельцев, так называемых аусбюргеров. В XV в. этот верхушечный слой города стал называться патрициатом.

Цехи

Основой жизни города было товарное производство — ремесло и продажа изделий. Как и везде в феодальной Европе, формой организации ремесленного производства был цех. Первые дошедшие до нас уставы немецких цехов относятся к XIV — XV вв., хотя цехи возникли значительно раньше, в XI—XII вв. В ремесленных мастерских было занято два-четыре человека, считая и мастера. Исключение составляли более многочисленные строительные организации. Уставы регламентировали отношения мастеров, подмастерьев и учеников, сроки и условия ученичества; определяли количество, объем и качество производимой продукции, ее внешний вид, упаковку и т.д. Одновременно цехи выполняли функции касс взаимопомощи, заботились о вдовах и сиротах, несли охранную и пожарную службу, защищали стены родного города, активно участвовали в религиозной жизни.

 

Печать цеха пекарей

 

Многие владельцы мастерских были кустарями и работали на мастера-предпринимателя, снабжавшего их сырьем и обеспечивавшего сбыт готовой продукции. В текстильном (шерстоткацком) и металлическом производствах нередко к работе подключали сельских и иногородних кустарей.

Таким образом, в XIV—XV вв. в немецких городах появились децентрализованные мануфактуры, хотя мастер-предприниматель по крайней мере на первых порах еще активно участвовал в производстве.

Документы свидетельствуют о происходящей дифференциации городского, в том числе ремесленного населения. Имелись цехи богатые и бедные, цехи, пользующиеся уважением, и цехи «презренные». Особенно незавидным было положение многочисленных подмастерьев и учеников, составляющих 55 — 60% городского населения. В конце XV в. 65% ремесленников крупных городов уплачивали налоги по двум самым низким ставкам. В то же время уже в середине XIV в. менее 6% городских налогоплательщиков уплачивали поимущественно-подоходный налог более чем с половины общей оценки имущества, что свидетельствовало о высокой концентрации собственности.

В XIII—XV вв. во многих городах (Кёльне, Вормсе, Улъме, Гамбурге и др.) происходили цеховые восстания — цеховые революции против патрициата. Но лишь в редких случаях (Кёльн, 1396) цехам удавалось захватить магистрат. Иногда цехи вынуждали патрициат разделить власть с цеховой верхушкой. Низшие слои города (плебейство) нередко активно поддерживали цеховые восстания, но никогда не получали власти и не добивались хлеба и права.

В конце XIV — начале XV вв. возникает категория «вечных подмастерьев» — одна из составных частей формировавшегося предпролетариата. Защищая свои экономические права, подмастерья создавали тайные братства, проводили забастовки в масштабах цеха, города или нескольких городов. Подмастерьев секли плетьми, клеймили, бросали в тюрьмы, увечили. Мастера применяли локауты*, систему «черных списков».

* Локаут (от англ, запирать дверь) — одна из форм борьбы предпринимателей против ремесленников, рабочих — закрытия предприятий с целью получения согласия рабочих на худшие условия.

 

Союзы городов. Ганза

В смутную эпоху междуцарствия и «кулачного права» для защиты жизни и имущества создаются союзы городов. В 1254 г. возник Рейнский союз городов (Майнц, Вормс, Оппенгейм и др.). Через два года он объединил до 100 городов и более 30 князей, но внутренние противоречия вскоре привели к распаду союза. Он возродится вновь почти через сто лет вопреки «Золотой булле»*, которая запретила городам объединяться в союзы, и в 1381 г. сольется с возникшим в 1376 г. Швабским союзом городов. Швабско-Рейнский союз, созданный для борьбы с налоговыми притеснениями во времена Карла IV, объединил свыше 80 немецких и швейцарских городов. Против объединения городов выступили рыцарские союзы и поддерживающие их князья во главе с императором. В 1388 г. Швабско-Рейнский союз городов потерпел военное поражение у Вормса и распался.

* «Золотая булла» 1356 г. — принята имперским сеймом, утверждена императором Карлом IV. Способствовала политической раздробленности Германии.

 

Одновременно с городскими союзами в Южной Германии складывались союзы по защите торговли в Северной Германии. В состав союза северных городов входило более 90 городских общин. Это была знаменитая Великая немецкая Ганза (первоначальное значение готского слова «ганза» — толпа, впоследствии — союз купцов за границей). Официальное наименование Ганзы — «Der gemeine deutsche Kauffmann», т.е. «Общенемецкое купечество».

 

Ганзейская печать Грейфсвальда, получившего статус города в 1250 г.

 

Возникновение союза относится к XIII в., когда группы купцов из северонемецких городов создали Лондонскую Ганзу, ведущим городом которой был Кёльн. Уничтожение немецкими феодалами независимости полабских и поморских славян и татаро-монгольское нашествие разрушили торговлю Русских земель. Возникшую брешь и заполнила Великая немецкая Ганза, воспользовавшись ослаблением славянской заморской торговли. Организационно-политическое оформление союза состоялось в середине XIV в. В состав Ганзы входили города, расположенные на побережьях Северного и Балтийского морей, и ряд городов на реках, впадающих в эти моря. В период могущества Ганзы в нее входили некоторые нидерландские города. Ядром Ганзы были Гамбург, Любек и Бремен. Ганза имела конторы в Лондоне, Бергене, Новгороде, Пскове, Полоцке и многих других городах.

Торговля Ганзы была посреднической: из славянских и скандинавских стран в Западную Европу вывозились сельскохозяйственное сырье, лес, пушнина, деготь, соль. Ганзейцы жестоко эксплуатировали датских и норвежских рыбаков, снабжая сельдью почти всю Европу. На рынки скандинавских стран, Польши и Северной Руси шла ремесленная продукция Запада, восточные пряности, виноградные вина, лекарства. Но Ганза была не только торговым союзом, она имела и черты государства, вела войны за сохранение и утверждение своих торговых прав и привилегий. В частности, в 1369 г. Ганза в союзе со Швецией одержала победу над датчанами, получив ряд замков на побережье и право вето при избрании датских королей. Однако в связи с разобщенностью Германии у Ганзы не было ни политических, ни хозяйственных связей со Швабско-Рейнским союзом городов.

Столицей Ганзы был Любек. Здесь собирались съезды — ганзтаги\ решения, принимавшиеся большинством голосов, скреплялись печатью Любека. Рост экономической и политической мощи Англии, Дании, Швеции, Русского государства, отчасти Польши довольно быстро привел к упадку Ганзы, а экономические последствия Великих географических открытий, резко ослабившие значение средиземноморской торговли и соответственно торговли южногерманских городов, окончательно погубили Ганзу. Последний ганзтаг состоялся в 1669 г. Наследницей Ганзы в балтийской и северноморской торговле стала Голландия.

Сыграв важную роль в экономическом укреплении Германии, союзы немецких городов не смогли обеспечить городам руководящую роль в политической жизни страны.

Начало переворота в аграрных отношениях

Состоявшиеся к середине XIV в. расцвет торговли и экономический подъем городов заставили духовных и светских феодалов искать новые денежные источники, что обусловило новый натиск на права общины-марки и стало началом переворота в аграрных отношениях, который продолжится и в первые десятилетия XVI в. Предметом первоочередной заботы феодала стала борьба за получение от марки права преимущественного пользования общинными лесами, лесными и другими пастбищами, а затем и полный их захват. Причина проста и очевидна: городам, районам развивающегося горного дела, судостроения, солеварения и виноградарства требовались строительные материалы и топливо; цеховое ремесленное производство нуждалось в овечьей шерсти.

Община постоянно заботилась об охране и восстановлений общинных лесов и лесных пастбищ, устанавливала нормы выпаса. Обычно «полное право» на выпас не превышало четырех* шести голов, но иногда и 12 и даже 24 голов. «Полным правом» обладали зажиточные крестьяне, «половинным» — беднота, «четвертным» — не член марки. Крестьянин мог продать свое право на недостающее количество скота. Свиноводством занимались преимущественно крестьянские хозяйства. Известно, что в 1437 г. только в сравнительно небольшом лесу Лусхарт, расположенном между Брухзалем и Филиппсбургом (Баден-Вюртембург), паслось более 43 тыс. свиней. На рынок города Оснабрюка только в 1490 г. крестьянами было пригнано не менее 25 тыс. голов свиней.

Хищническая вырубка лесов, замена дубовых и буковых лесов (желуди и орешки для свиней) хвойными заставила крестьян отказаться от пастбищного и перейти к более трудоемкому стойловому содержанию свиней в хлевах, заменить свиней прежней полудикой породы новой породой, «белоснежной». Свиньям теперь скармливали ячмень, отруби, макуху. Все это подорвало престиж свиноводства, сократилось товарное производство. Вплоть до появления в XVIII в. новых эффективных кормов — картофеля и кукурузы — свиноводство перестало быть ведущей отраслью скотоводства.

Параллельно с захватом общинных лесов и лесных пастбищ феодалы развернули наступление на общинные пастбища для крупного скота. Если до XIII в. на общинных пастбищах паслось единое стадо с общим пастухом, то во второй половине XIII в. феодалы отвоевали право на отдельного пастуха. С течением времени крестьяне утрачивали возможность и право контроля над размерами господского стада, пасущегося на общинных пастбищах, а феодалы постепенно присваивали себе право выпаса всего скота, преимущественно овец, на скошенных крестьянских наделах, а также право беспрепятственного прогона феодальной отары через крестьянские наделы.

Право на строительство овчарни и на выделение пастбищ для овец довольно рано стало привилегией территориальных князей. Устраивая собственные овчарни, они все чаще продавали и передавали это право земельным собственникам или владельцам поместий, а иногда и отдельным сельским общинам. Овцеводство быстро приобрело товарный характер. Не случайно весеннюю стрижку овец называли первым урожаем в году. Развитие овцеводства потребовало появления арендатора-овчара, который фактически стал издольщиком, первым представителем предпринимательского капитала в деревне. Доля в арендуемом хозяйстве стала его капиталом, благодаря которому овчар получал прибыль. В погоне за прибылью феодалы и овчары нарушали прогонное право, сжигали и истребляли под пастбища хорошие леса, насильственно вторгались в крестьянские пастбища, вытесняли крестьян с пашни.

Наступление феодалов и овчаров-арендаторов на общинные пастбища в конечном счете привело к возникновению луговодства в подлинном смысле слова, включая всевозможные подготовительные и строительные работы и обводнение лугов, а также к распространению пастьбы по жнитве и внедрению четырехполья. Так как в Германии в XIV—XVI вв. еще не знали черного пара, то четвертое поле в течение 6—12 лет отдыхало и использовалось как пастбище. Алчность феодалов обусловила также вынужденный переход от пастбищного к стойлово-пастбищному выпасу скота. Так называемая пастбищная корова была вытеснена стойловой коровой, дававшей в два раза больше молока. Вошла в практику торговля сеном, которое продавали уже не возами, а в кубических измерениях. Богатые крестьяне вынуждены были покупать у своих односельчан навоз. Кстати, по величине кучи навоза судили о зажиточности крестьянина. Нередко с тех пор крестьянский двор назывался в документах просто «навозом».

Развитие городов обусловило в XIV—XVI вв. качественный рост огородничества и садоводства, приобретших товарный характер. Франкфурту-на-Майне, Аусбургу и Нюрнбергу принадлежала пальма первенства в выращивании цветов и цветочных семян для рынка.

 

12.3. «Второе издание» крепостничества

 

Экономические причины Реформации и Крестьянской войны

Реформация — массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Реформация, следовательно, означала выступление против одной из экономических основ феодализма. Закономерно, что родиной Реформации стала Германия — страна уже начавшегося, но задержанного и затруднительного раннекапиталистического развития, страна, которая в силу своей политической раздробленности наиболее страдала от посягательств папской церкви. Реформация противопоставила национальную государственность космополитической организации католицизма.

В последней четверти XV — начале XVI вв., несмотря на пестроту экономического развития и хозяйственную разобщенность, в стране отмечались ощутимые элементы хозяйственного прогресса, обусловленные развитием рынка. Успехи Германии в горном деле, стеклоделии, текстильном производстве, в области строительного дела, книгопечатания вызывали заслуженное восхищение современников. В деревне продолжался аграрный переворот, начавшийся во второй половине XIV в. и нацеленный на утверждение товарного овцеводства, огородничества, садоводства. Правда, Великие географические открытия уже предопределили крушение средиземноморской торговли, но до середины XVI в. это еще не коснулось экономики Германии.

Вместе с тем, товарно-денежные отношения, вторгаясь в полупатриархальный быт, порождали не только торгово-промышленное предпринимательство, но и видоизменения традиционных способов эксплуатации. Во многих районах Германии восстанавливается личная крепостная зависимость крестьян от феодалов. Луга, леса и водоемы изымаются из общинного пользования. Сочетая грубое насилие с юридическими и ростовщическими хитростями, феодалы захватывали общинные земли, дробили их и тут же продавали в рассрочку ими же ограбленным крестьянам. Крестьянина могли выпороть за то, что его скотина забрела на только что отчужденное пастбище, приговорить к смерти за ловлю раков в «господском ручье».

В условиях разложения феодализма и зарождения элементов раннего капитализма духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося серьезный ущерб другим слоям, в том числе и предпринимательским. Прибыль, полученная посредством едва народившейся раннекапиталистической эксплуатации, уходила на пошлины и налоги. Города наводнили разорившиеся и изгнанные с мест крестьяне, которых не могли принять маломощные ремесленно-мануфактурные производства.

С XII в. началась торговля индульгенциями, которая служила средством обогащения духовенства. Однако объявление папой Юлием II (1505) сбора денежных пожертвований на строительство нового здания собора св. Петра и появление в 1517 г. в Магдебурге папского субкомиссара и бранденбургского инквизитора Иоганна Тецеля, организовавшего продажу индульгенций по правилам доходной коммерции, стало той каплей, которая переполнила чашу терпения.

Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Сам Лютер, которого Маркс назвал «старейшим немецким политико-экономом»*, считал, что крепостное право не противоречит «священному писанию» и впоследствии призовет земельных правителей-государей (в то время в Германии их было около тысячи) вешать восставших крестьян «как бешеных собак». Будучи идеологом мелкого предпринимателя (бюргера и крестьянина), Лютер защищал терпеливого и энергичного хозяина, который стимулирован рынком, но обирается более крупными и ловкими экономическими хищниками. Именно Лютер напомнит давно забытое изречение из Второго письма Павла к фессалоникийцам: «кто не работает, да не ест». Выступление Лютера против индульгенций всколыхнуло всю Германию. В рамках Реформации началась Великая крестьянская война (1524—1526), ставшая ответом крестьянских масс на усиление феодального гнета.

* Маркс К., Энгельс Ф. Т.46, Ч. II. —С. 430.

 

Единства антипапистского движения не было, что подтверждается наличием бюргерско-умеренных, бюргерско-радикальных, дворянских и крестьянско-плебейских программ. Наиболее радикальные требования, опережавшие время и возможности восставших, выдвигал вождь народного движения Томас Мюнцер, автор «Статейного письма», требовавший полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях, установления народовластия. Мюнцер считал, что «все должно быть общим достоянием».

Более умеренная программа «12 статей» швабско-шварцвальдских крестьян предлагала сократить барщину и оброк, отменить личную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья, дать каждой крестьянской общине выборного священника, ликвидировать малую церковную десятину, а большую десятину расходовать на общественные нужды и жалованье священнику, отменить посмертный побор.

Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и она требовала освобождения крестьян от личной крепостной зависимости, конфискации церковных имений, введения единства монеты, мер и веса.

Крестьянская война была жестоко подавлена. За несколько недель мая 1525 г. в сражениях и расправах было убито более 100 тыс. крестьян. Победу в жесткой борьбе за Реформацию в конечном итоге удалось одержать бюргерско-княжеской Реформации, использовавшей незрелость сословно-классовых конфликтов.

Поражение восставших означало победу сеньориальной реакции и усиление крепостничества. Секуляризированные церковные земли перешли к князьям. На восточных землях расширялась господская запашка и увеличивалась барщина. На западе и юго-западе страны сохранялись мелкие хозяйства крестьян и преобладала оброчная эксплуатация. Положение крестьянских масс усугубила Тридцатилетняя война (1618—1648). Разоренные крестьяне сами вынуждены были искать покровительства у помещиков. Ф. Энгельс отмечал, что после Тридцатилетней войны «свободный крестьянин стал такой же редкостью, как белая ворона».

В XVII — XVIII вв. крепостное право в Германии стало принимать особенно тяжелые формы. Крепостные крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу, и переходили с землей к новому господину при покупке, дарении, завещании, закладе земли. Крестьянина можно было проиграть в карты и продать, заложить и отдать внаем. В XVIII в. барщина увеличилась до пяти-шести дней в неделю; крестьянину оставалась для работы на себя только ночь. Особенно тяжелой была барщина в Пруссии, где были заложены основы будущего прусского пути развития капитализма.

 

Вопросы для повторения

1. Объясните, почему становление феодализма в Германии происходило медленнее, чем в других западноевропейских странах.

2. Расскажите о формировании основных классов и сословий феодальной Германии.

3. Охарактеризуйте систему ленных отношений в Германии.

4. В чем заключались основные повинности крепостных крестьян?

5. Перечислите факторы, способствовавшие возвышению и последующему падению Ганзы.

6. Объясните причины и содержание начавшегося аграрного переворота.

7. Расскажите об экономических причинах Реформации и Крестьянской войны.

8. В чем вы видите причины «второго издания крепостничества»?

 








Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 1071;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.