Образование древнерусского государства
Население и территория
Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен — северную и южную.
В источниках нет сведений о количестве населения в Древней Руси. Известный демограф Б. Ц. Урланис, используя косвенные данные, считает, что к началу второго тысячелетия нашей эры территория Киевской Руси составляла 1,1 млн. кв. км., а численность населения — 4,5 млн. человек.
Территория древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет» (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначальной, древнейшей была государственная территория Среднего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.
В конце IX — второй половине XI вв. власть киевских князей распространяется на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань — центры обширных земель, располагавшихся на севере, северо-востоке и северо-западе Восточно-Европейской равнины. На юге тоже продолжалось расширение территории, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав древнерусского государства иноязычные, иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.
Образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.
Система налогообложения
С образованием государства идет становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы.
Дружина русского князя
Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.
Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.
Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу, установив «уроки» — нормы дани, а также время и место ее сбора — «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была в Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица обложения: в одних местах это был «дым» (семья), в других — «плуг» или «рало», когда облагалось отдельное хозяйство. Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались — в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других — в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.
Памятники права
Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о «Законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди» и т. п.
Но первым древнерусским сводом законов была «Русская Правда», действовавшая с XI по XV вв. Первая часть Краткой редакции «Русской Правды», так называемая «Древнейшая Правда», во всех 18 статьях дает очень ограниченный круг наказуемых преступлений: от убийства, побоев до укрывательства скрывшегося холопа, порчи чужого оружия и одежды. В нем хотя и говорится о таком пережитке, как право родственников на кровную месть за убийство, однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство (вирами) по приговору суда.
«Русская Правда» определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый рад статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность. Специальные статьи устанавливали наказание за распахивание межи, за ограбление боярской усадьбы, за убийство слуг феодала (тиунов, огнищан и пр.).
«Русская Правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. Экономическое принуждение состояло в том, что разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу. В «Русской Правде» это рядовичи и закупы*.
* Рядовичи — лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору). При невыполнении обязательств могли стать холопами. Закупы — общинники, взявшие ссулу (купу) на определенный срок.
В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.
Процесс феодализации
Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились определенные группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Появилась знать, куда входили «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «нарочитые» мужи. Самый высокий статус занимали «земские бояре». К ним относились представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».
В X—XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли. Активизация захвата общинных угодий объяснялась в определенной мере тем, что к этому времени укрепляются пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. По сравнению с переложной и подсечно-огневой системами при двухпольном севообороте значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной). Вотчина — это собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других общинников, в частности, обедневших. Угодья рядовых общинников часто присоединялись не за долг, а насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.
Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 553;