Человек Нового времени
Население Европы в середине XVIII в. составляло около 140 млн человек. Люди на протяжении XVII–XVIII вв. продолжали делиться на 3 сословия – 2 привилегированных (дворяне и священники) и непривилегированное третье сословие (буржуазия, рабочие и крестьяне, которых некоторые исследователи в третье сословие не включают). В кругах светской аристократии появляется мода, «искусство одеваться».
Формируются новые представления о предназначении человека, о требованиях к нему. «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, – без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь порядочным человеком; наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей твоей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым… Подумай только, какой стыд и срам: иметь возможности учиться – и остаться невеждой. Человек невежественный ничтожен и достоин презрения; никто не хочет находиться в его обществе, о нем можно только сказать, что он живет, и ничего больше… Польза истории заключается главным образом в примерах добродетели и порока людей, которые жили до нас: касательно них нам надлежит сделать собственные выводы. История пробуждает в нас любовь к добру и толкает на благие деяния; она показывает нам, как во все времена чтили и уважали людей великих и добродетельных при жизни, а также какою славою их увенчало потомство, увековечив их имена и донеся память о них до наших дней», – характеризовал облик джентльмена в «Письмах к сыну» английский граф Честерфилд[150].
Инновации. Мода
В переводе с латинского языка означает «мера, способ, правило». Модой в широком смысле называют непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле мода – это смена форм и образцов одежды.
Родоначальницей моды считают француженку Роз Бертен, модистку французской королевы Марии Антуанетты, «министра моды» французского двора. При ней появились модные журналы, знаменитые модельеры (сегодня – кутюрье). Стали использоваться дорогие материалы – шелк, парча. Фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, отличавшаяся малым ростом, изобрела высокие каблуки. Она же ввела сумочку для косметики (помпадур), которая вместе с перчатками, муфтой, веером, лентами, живыми и искусственными бутоньерками вошла в аксессуары светской дамы. Мария Антуанетта первой появилась в брюках. Мужчины носили парики, а женщины – прически, которые украшались кораблями с мачтами, мельницами, корзинами с фруктами. В оборот вошли грим, пудра, мушки, юбки на кринолинах (использовался китовый ус), шелковые чулки, банты, кружева и т. д. Детей одевали на подобие взрослых.
В соответствии с представлениями о человеке в Новое время формируются концепции воспитания. Широкое распространение получила теория естественного воспитания, изложенная Ж.-Ж. Руссо в педагогическом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). «Жить – вот ремесло, которому я хочу научить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет – соглашаюсь в этом – ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком…» – формулировал главную цель воспитания Руссо. Руссо настаивал на целесообразности естественного воспитания, основанного на законах природы. Он проводил четкое различие между детьми и взрослыми. А в то время многие считали, что дети – это маленькие взрослые. Руссо разграничивал этапы развития детей. Теория воспитания Руссо была реализована швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци и активно внедрялась в Европе.
В европейском искусстве первой половины XVIII в. господствовал стиль рококо. Название произошло от французского слова рокайль, которое в буквальном переводе означает «мелкий дробленый камень, раковины». В применении к искусству речь идет о мотиве орнамента в виде стилизованной раковины. В это время появляется золоченая резьба в виде ракушек и картуш ей в оформлении туалетных столиков, дамских столов-бюро, комодов и других предметов и изысканных безделушек, наполняющих будуары женщин. Для стиля рококо были характерны гедонистические (направленные на получение удовольствий) настроения, изящный и усложненный декор, господствующие в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративном искусстве. Излюбленными жанрами рококо были интерьер будуара, интимный портрет, пастораль, стихотворная новелла-сказка, галантный роман, легкая поэзия, камерная музыка, романс, балет камерной формы. Поэты в это время воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Всем богам предпочитают Афродиту, а путешествуют на остров Цитеру (остров Любви). В стиле рококо, как считают искусствоведы, отразился красивый закат аристократической эпохи, девизом которой было: «После нас – хоть потоп».
XVIII в. называли веком Разума, веком Просвещения[151]. В XVIII в. складывается и входит в повседневный оборот само понятие «цивилизация».
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 656;