Имена. Джамбаттиста Вико
Джамбаттиста Вико (1668–1744). Профессор Неополитанского университета Д. Вико в книге «Основания новой науки об общей природе наций» выявлял наличие параллелизма в развитии всех народов независимо от расы и географических условий. В законченном историческом цикле он выделял пять обязательных стадий: 1) первобытное «звериное состояние»; 2) «век богов»; 3) «век героев»; 4) «человеческий век»; 5) упадок, возврат к варварству. В центр исторического процесса Д. Вико в соответствии с идеями Ренессанса, Реформации и Просвещения помещал человека с его страстями и пороками. В эпоху Просвещения термин «цивилизация» стал использоваться в противовес абстрактно-гуманистическому идеалу «единства рода человеческого».
С позиций разума, рационального подхода стал изучаться весь окружающий мир. Ученые пытались систематизировать свои представления о природе, видя в ней определенное разумное начало. Швед Карл Линней в «Системе природы» (1735) дал классификацию растительного и животного мира. Он использовал так называемую бинарную номенклатуру, обозначая каждый вид двумя латинскими названиями – родовым и видовым. Он описал свыше 1500 новых видов растений. Он первым определил высший класс животных – млекопитающих. К этому классу К. Линней отнес и человека, включив его в отряд приматов. Француз Жозеф Лаланд обнародовал каталог (1801), в котором числилось 47 390 звезд.
Расширялись возможности общества по защите здоровья людей от болезней и увеличению продолжительности жизни. Появилась первая книга о диете (англичанин Джон Арбатнот, 1731). Проведена первая успешная операция аппендицита (1736 г., Франция). Гипноз стал использоваться для лечения пациентов (австриец Ф. Месмер, 1774). Леди Мэри Вортли Монтегю ввела в Англии опыт вакцинации от оспы, заимствованный у турок. Другая женщина – Екатерина II – провела вакцинацию в России, начав с себя и сына. В 1780 г. француз Николя Аппер установил, что при нагревании пищи в закупоренной посуде она не портится. Вскоре появились консервы.
В литературе трагедия приобрела философский смысл, появилась «слезная комедия», из которой вырос жанр драмы. Важной чертой культурного развития стало появление жанра романа (Дефо, Свифт, Филдинг, Стерн). Культу Разума во второй половине XVIII в. начинает противостоять культ Чувства, на основе которого возникает сентиментализм. Создатели данного течения обращаются к духовному миру «маленьких» людей, «людей простых», что делает их произведения выражением, нарастающих демократических тенденций в обществе. Музыка XVIII в. дала миру Баха, Бетховена, Гайдна, Генделя, Глюка, Моцарта.
В эпоху революций люди и культура стремительно меняются. Во внешнем облике и одежде на смену условной красивости приходит естественность, индивидуальность, исключительность. Парики выходят из моды. Одежда мужчин становится простой, скромной и несколько небрежной. Во Франции простолюдины-республиканцы называли себя санкюлотами. Это означало, что они «без кюлот», т. е. не носят, как аристократы, коротких штанов из дорогой материи. Народ носил куртки, деревянные сабо, подтяжки. В Англии в ходу были плащи с несколькими воротниками, в Германии появился редингот – самый модный светский костюм.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 562;