Происхождение права и государства
Предыстория права и государства начинается в первобытном обществе. В процессе анторопосоциогенеза человеческое общество формировалось на основе общепринятой и общеобязательной системы норм, которая противопоставлялась инстинктам животного мира. Поэтому система социального регулирования зарождается на стадии родовой общины. Родовая община — объединение людей одного рода (т.е. нескольких поколений, происходивших от общих предков), которые имели коллективную собственность и вели хозяйство на основе половозрастного разделения труда. Верховная власть находилась в руках совета старейшин: он руководил производством и распределением продуктов, исполнением религиозных обрядов, мог принудить членов коллектива к действиям в интересах сообщества.
Целью социального регулирования впервобытном обществе являлась охрана целостности рода и обеспечение его нормального функционирования. Нормы поведения выражали биосоциальные условия жизнедеятельности (имели природные, биологические, хозяйственные обоснования), отличались жестокостью и не предполагали социальной активности. Они выступали в виде мононорм-обычаев, включающих в себя мораль, этикет, религиозные предписания, зачатки права. Связь с мифологией, религией делала обычай обязательным для всего сообщества. Особенностью социального регулирования в первобытных обществах было доминирование запретов-табу (например, принцип экзогамии — запрет вступать в брачные отношения внутри рода). Выделялись и позитивные обязывания, касавшиеся порядка распределения добычи, ритуальных обрядов (инициации), празднеств.
Процессы образования государства и формирования позитивного права были ускорены неолитической революцией (6-4 тыс. лет до н.э.) — переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Она способствовала формированию постоянного избыточного продукта и изменила формы социальной организации.
Возникает патриархальная семья, состоявшая из отца-патриарха, его жен, детей и их семей, ближайших родственников с семьями, рабов. В таких семейно-клановых группах исчезает равенство и выстраивается система социальных рангов (пол, возраст, принадлежность к определенному поколению стали определять статус каждого в группе). Власть патриарха носила обязательный характер и являлась властью положения, т.е. не связывалась с личными качествами и не зависела от воли членов группы. Предоставляемые лидеру привилегии рассматривались как эквивалент сложным административным функциям, которые он выполнял внутри клана. Со временем из родовой собственности выделяется семейная и возникает сельская территориальная община.
Протогосударство (чифдом, вождество) — это политическая структура, в которой существует социальное и имущественное неравенство, разделение труда, обмен деятельностью. Протогосударство возникает как группа общинных поселений, подчиненных центру — резиденции вождя.
Возникают предпосылки формирования позитивного пранн: обычаи рода или племени трансформируются в правовые обычаи (изустные законы, основанные на традиции). Появляется нормативное регулирование, т.е. общие объективные правила, огриничпшиие
возможность для произвольного толкования. Позитивные обязы- вания приобретают властный характер. Наряду с запретами появляются дозволения как права отдельных членов коллектива поступать по своему усмотрению. Таким образом, социальные субъекты получают определенную свободу и самостоятельность. Постепенно протогосударства трансформируются в ранние государства. Правовой обычай сменяется писаными законами, что свидетельствует о возникновении позитивного права. Появление писаных источников права означает возникновение у государства способности устанавливать общеобязательные нормы, поддержанные государственным принуждением. Частью государственной организации становится суд. Развивается карательная функция государства.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 722;