Египетское законодательство
Самые первые законы были предположительно написаны Ми- ном (около 3100 до н.э.), основателем первой династии фараонов. Имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления.
Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках, слишком скудны и фрагментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для общественных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем юридической техники. Египтяне успели создать большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права.
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.
Существовало несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.
Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Женщина в подавляющем большинстве случаев обладала теми же правовыми возможностями, что и мужчина. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.
Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа, была сожжена».
Уголовная часть египетского права отличалась поразительной мягкостью и только лишь в весьма ограниченной степени выраженным принципом мести: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб — принципом, который сплошь и рядом доминировал на Древнем Востоке.
Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; религиозные — убийство священных животных, чародейство; против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; против собственности — кража, обмеривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Правовые нормы той эпохи оправдывались существовавшим тогда общим принципом: обвинение и контробвинение должны быть равноценны (эквивалентны). Имело место характерное для многих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности и которая выражалась в форме требования справедливости и законности в определении юридической ответственности.
Из этого можно сделать вывод о том, что каждый член египетского общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивируемое принципом равноценности (эквивалентности) право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы. Именно в древнеегипетском праве мы встречаемся с мотивировкой принципа справедливости, который впоследствии сыграл значительную роль в истории права.
Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения — шести палат. Все судебные дела решались здесь коллегиально. Важную роль выполняли суды в рамках общинного управления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. Судебные функции выполняли также храмовые служители.
В указе фараона Хоремхеба (XIV в. до н.э.) перечислены критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Юстиция в целом основывалась на двух принципах: незыблемое хранение привилегий царской власти; традиционные привилегии жречества. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Исследования доказательств производились тайно.
Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы. Дача показаний обусловливалась принесением присяги, известны случаи судебных пыток (битье палками) для понуждения к «говорению истины». Судопроизводство носило письменный характер. Решению дел обычно предшествовали: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.
В древних египетских правовых источниках имеются четко выраженные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. В одной из инструкций начала II тыс. до н.э. фараон наставлял чиновников, чтобы они судили в соответствии с законом. Законность как атрибут правления упоминается и в документах других эпох.
Применяя право, судьи должны были руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точному предписанию закона еще, по-видимому, не было. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений являлось пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка.
Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате. К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетском правосудии.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 4577;