Проблема гения
И. Кант делил мир на две части: мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий их мостик – искусство. По Канту, произведения искусства выше природы и выше свободы. В лице великого ученого он видел проявление таланта, и только в лице художника – проявление гения.
Проблеме различия понятий гения и талантатакжепосвятил свою книгу «Гений и талант» Юрген Мейер. Он видит различие в том, что «…фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое».
В XIX веке стали говорить о проблеме гениальности и безумия. Итальянский антрополог и криминалист Ч.Ломброзо в своей знаменитой книге "Гениальность и помешательство", опираясь на высказывания Платона, Аристотеля, Паскаля, напрямую связывал безумие и вдохновение, сумасшествие и пророчество. Выделял он также в гениальных людях непомерное самолюбие и мрачность характера: «Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм - вот жестокая расплата за высшие дарования». Многие с Ломброзо не согласны, считая, что ни психические странности, ни физические недуги не составляют истинной сущности гениальной личности. Никакая болезнь не может стимулировать творчество; талант проявляется не благодаря, а вопреки болезни.
В чем-то сходную позицию проявил в своей психоаналитической теории творчества Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в страсть к фантазированию, на основе чего и возникает творчество. В своих лекциях о психоанализе он писал: «Художника обуревают очень сильные порывы влечений, он хотел бы иметь почести, могущество, богатство, славу и женскую любовь, но у него не хватает средств достигнуть этих удовольствий, поэтому он уходит, как и всякий неудовлетворенный, от действительности и переносит все свое либидо …в область фантазии». Таким образом, для Фрейда художественное творчество становится чем-то вроде душевной терапии, а художник – чем-то вроде нервнобольного, борющегося со своим безумием посредством создания художественных образов.
Согласно Карлу Юнгу, отношение между гением и безумием – это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существуют два типа творчества – психологический и визионерский. Психологический тип творчества отражает «индивидуальное бессознательное», личный опыт художника, он психологически понятен людям. Визионерский тип отражает «коллективное бессознательное», такое творчество пугает и озадачивает людей жуткими картинами темных уголков души.
Нужно различать гения и гениальность, считает Николай Бердяев. Каждый человек гениален. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, ни в чем себя не выражающая. Гений – это соединение гениальности и таланта.
Сегодня многие приходят к убеждению в том, что гений – высшая стадия развития человека, это просто совершенный человек. Человек всегда пытается стать кем-то: ученым, художником, строителем, и только став по-настоящему кем-то, постигнув все тонкости профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: в любви, красоте, сострадании.
Гениальность есть внутреннее творчество человека.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 828;