Психологические затраты экономического решения

Как видим, экономическое поведение намного сложнее, чем пред­ставляется в трудах Дж. фон Неймана и О. Монгерштейна в неоклассиче­ских экономических теориях[5]. Оно определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рацио­нальное поведение, рациональный выбор – это только один из вариантов поведения. Экономисты – представители институциональных теорий фирмы и потребительского спроса – стремятся учитывать влияние пси­хологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы "экономического человека".

Высокую оценку мировой научной общественности получили труды лауреатов Нобелевской премии Г. Саймона (автора поведенческой теории фирмы), К. Эрроу и Дж. Бьюкенена (создателей теории общественного вы­бора), Х. Лейбенстана, внесшего большой вклад в теорию потребительско­го поведения и теорию фирм, а также других экономистов[6].

Экономическое поведение, как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Х. Лейбенстайн установил, что, прежде всего, это связано с инерционностью эко­номической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в эконо­мической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

Анализ моделей экономического поведения, проведенный Х. Лей-бенстайном, позволил сделать и другие существенные поправки к тради­ционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, в своей теории "X-эффективности" он пришел к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты (одной из причин этого является различие мотиваций работников фирмы и целей самой фирмы).

Это положение в значительной степени совпадает с рядом аспектов теории фирмы Г. Саймона, утверждающим, что принятие рационального решения фирмой не означает выбора максимизирущей функции. В про­цессе принятия решения происходит поиск приемлемых вариантов, и в условии недостаточности или ограниченности информации выбор делает­ся не в пользу максимального варианта (он может выпадать из поля зре­ния), а в пользу одного из удовлетворительных вариантов. Модель «по­иск – удовлетворение», предложенная автором, сегодня признана эконо­мической наукой и постепенно включается в различные теоретические и практические построения. Известный американский экономист Дж. Стиглиц показал, что менеджеры крупных корпораций не заинтересованы в максимальных прибылях своих фирм, так как это связано с повышенным риском[7]. Поэтому для сохранения своего положения менеджеры выбира­ют варианты развития, ориентированные на краткосрочные и стабильные доходы. Другой аргумент практической невозможности принятия макси­мально выгодного для организации решения является следующий тезис Стиглица: для акционеров, т.е. владельцев корпораций, затраты по поиску ошибок менеджеров будут превышать тот прирост дохода, который может быть получен в результате изменения политики фирмы.

Вместо модели максимизации часто используется модель оптимиза­ции, однако экономисты в большей степени делают акцент на роли логи­ческого мышления и переносят центр тяжести на внешние относительно субъекта факторы.

Но экономическое решение может быть принято на основании эмо­ции или привычки. Тогда вместо максимально выгодного решения осуще­ствляется наименее психологически затратное. Привычка предполагает стереотипные автоматизированные действия, что дает экономию во вре­мени и энергетических затратах. Эмоция в отличие от мыслительных ак­тов дает быструю, хоть и грубую оценку ситуации, т. е. опять происходит экономия во времени и экономия энергии. Интуитивный подход при рас­чете вероятностей также может быть выбран как менее затратный, по­скольку мыслительные операции требуют больше времени и психоэнерге­тических затрат, чем восприятие и эмоция.

Однако чем больше субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность, т.е. чем важнее для человека результат его поступка, тем скорее он будет обдумывать решение, рассчитывать, взвешивать, прояв­лять все виды поисковой активности.

Таким образом, важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимально выгодного решения. Вы часто предпочитаете купить что-то несколько дороже, но ближе к дому или вы­полнить работу с помощником, а не в одиночку, и получить за нее мень­шее на его долю вознаграждение. Тогда не рациональность, а оптималь­ность становится критерием экономического решения и поступка. Под оптимальностью понимается рациональность, ограниченная тем или иным фактором, в данном случае затратностью.

Как ни странно, дополнительные психологические затраты по приня­тию экономического решения могут снижать его эффективность. Так, ин­тересен пример из области менеджмента. Американские специалисты убе­дились в существовании эффекта "бремени победителя"[8]. Как правило, он срабатывает, т.е. в том случае, когда кандидатов на должность будет рас­смотрено очень много, велика вероятность, что будет отобран далеко не лучший. С какого-то момента любой дополнительный прирост затрат ве­дет лишь к ухудшению ситуации.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 756;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.