В первой половине ХIХ века

 

Небывалый патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 г. способствовал усилению национального объединения, росту национального самосознания. В обществе нарастали оппозиционные настроения по отношению к крепостничеству и самодержавию. У декабристов они выражались в революционном духе, у западников и славянофилов – в либеральном. Но и те и другие, выступая против самодержавия и крепостничества, выдвинули общенациональные задачи, способствовали становлению национального самосознания.

На арену общественной жизни выходят новые общественные силы – разночинцы, внесшие неоценимый вклад в развитие отечественной культуры, в осознание единства русской и мировой культуры.

Страх перед проснувшимся самосознанием народа, сокрушившего Наполеона, но оставшегося в состоянии позорного рабства, заставил Александра I отказаться от либеральных проектов реформ, намеченных в начале его царствования, и перейти к откровенной реакции, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев. Аракчеевщина стала губительной для всей культуры – для просвещения, для науки, для искусства и, конечно, для театра.

На «умственное брожение» в обществе в 30 – 40-е годы самодержавие ответило новой идеологией, выраженной в «формуле»: «православие, самодержавие, народность».

Одним из первых подверг критике официальную идеологию П.Я. Чаадаев и заострил внимание общества на вопросе об исторических судьбах России («Философские письма»). Первое же письмо о философии истории, опубликованное в журнале «Телескоп», вызвало яростную реакцию: журнал был закрыт, его редактор сослан, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Он считал, что Россия в своем культурном развитии должна ориентироваться на Запад, но в то же время говорил об особом предназначении уникальной российской «цивилизации». От Чаадаева берут начало славянофилы и западники. Кроме этих течений, в общественной жизни играли заметную роль революционные демократы (декабристы, А.И. Герцен, В.Г. Белинский).

Важнейшим явлением культурной жизни предреформенной России была литература. В первой половине ХIХ века активно шел процесс смены художественных направлений: на смену классицизму приходил сентиментализм, романтизм, а к середине века утверждается реализм.

Романтизмпорожден глубокой неудовлетворенностью передовой части общества положением дел в стране. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности. Романтизму присуще изображение сильных страстей, одухотворенной природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация национального прошлого.

Две тенденции в романтизме – прогрессивный и консервативный – отразились и в русском искусстве, как и в европейском. В литературе представителями первой тенденции были К.Ф. Рылеев, декабристы, М.Ю. Лермонтов, молодой А.С. Пушкин. Вторую тенденцию выражал В.А. Жуковский, который видел задачу поэзии в воспитании человека, в пробуждении в нем лучших чувств.

А.С. Пушкин – особое явление русской культуры. Его универсализм проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком. В своем творчестве и в высоких идеалах Пушкин принадлежит не только ХIХ веку, он поистине наш современник.

Самобытность, демократизм и гуманистическая направленность русской национальной культуры делали ее значительным фактом мировой культуры.

Театр

 

Первая половина ХIХ века – сравнительно широкое распространение крепостных театров, расцвет которых пришелся на конец XVIII века. Но с начала нового века всё больше ощущается нужда в театрах казенных.

Так, в Москве в 1824 г. из университетского театра и части драматической труппы Петровского театра образуется Малый театр; оперно-балетная часть труппы Петровского театра дала начало Большому театру (1825 г.).

В Петербурге с конца XVIII века в специально построенном здании Большого театра проходят оперные, балетные и драматические спектакли. В 1803 г. происходит отделение оперно-балетной труппы от драматической. А после пожара Большого театра в Петербурге (1811 г.) был объявлен конкурс на строительство нового театрального здания. Оно было построено на Невском проспекте зодчим Росси, театр получил название Александринского, и в нем обосновывается драматическая труппа в 1832 г. Оперно-балетная труппа составляет Мариинский театр.

Архитекторы и строители стремились сочетать внешнее великолепие архитектурной постройки с предельной вместимостью зрительного зала. Это – императорские театры. Они находились в ведении Министерства царского двора, поначалу управлялись коллегиальным органом – Дирекцией императорских театров при Министерстве двора.

Наряду с императорскими театрами в столицах, в провинциальных городах возникают самостоятельные актерские труппы, истоками которых были бродячие актеры прошлых веков, актеры крепостных театров, сумевшие выкупить себя на волю, и театральные любители из городских низов. Сеть провинциальных театров расширяется благодаря театральному предпринимательству (антрепризе). И к середине века число их доходит до нескольких десятков, а во второй половине века – до сотни.

Театральные предприниматели (антрепренеры) появляются из самых разных социальных слоев. Здесь и купцы, рассматривающие театр как разновидность своей торговой деятельности, и городские домовладельцы, и отставные чиновники, и ловкие дельцы темного происхождения. Есть целые династии антрепренеров (Дюковы в Харькове). Некоторые антрепренеры ставят дело на широкую ногу и содержат труппы в двух-трех городах, периодически обменивая их между собой. Но чаще всего идет эксплуатация актерского труда. Актеры, пытаясь противостоять этому, защитить свои интересы, организуют актерские «товарищества» в некоторых провинциальных городах. Но на деле это оказывается той же антрепризой с бесправным положением для актеров. Особенно тяжело было актрисам.

В провинциальных театрах с начала ХIХ века начинают появляться выдающиеся мастера – Павлов, Угаров (его сравнивали с Мартыновым, замечательным актером Малого театра). А великолепного провинциального комедийного актера Соленика Н.В. Гоголь приглашал в Петербург на роль Хлестакова. Но актер предпочел остаться на провинциальной сцене.

Но, конечно, славу актерскому искусству создавали не провинциальные актеры, а столичные. Это, прежде всего петербургский трагик В.А. Каратыгин (1802-1853), создавший ряд совершенных образов в классических трагедиях. В своем творчестве он унаследовал традиции французской школы классицизма: прекрасно владел голосом, пластикой; его искусство было строго «рассчитанным» (он никогда не испытывал ощущения неудачно сыгранной роли).

Его современником и ярким представителем театрального романтизма был П.С. Мочалов (1800-1848) – артист Московского Малого театра. В отличие от Каратыгина, Мочалову не всегда удавалось ровно провести свою роль, потому что это был актер вдохновения; у него бывали и срывы. Но вдохновение его посещало чаще, и тогда он потрясал зрительный зал. Он был неповторим в трагических образах Шекспира, Шиллера. Мочалова по праву называли гением русской сцены.

Сравнивая искусство этих двух мастеров сцены, В.Г. Белинский отмечал прекрасную «выученность» Каратыгина, до тонкостей продуманные интонации, жесты, и отдавал должное искусству этого актера. Но игра Каратыгина его никогда не потрясала. А Мочалов своей игрой подчас заставлял содрогаться зрительный зал, хотя систематической актерской школы он не получил. В его игре бурлила вся его душа, его предельная искренность переживаний. А это всегда волнует.

В первой половине ХIХ века на сцене Малого театра в Москве появляется начинавший в провинции молодой актер М.С. Щепкин (1788-1863), которому суждено было стать основоположником сценического реализма, реализма в искусстве актера. Выходец из крепостных актеров, он в 1822 г. показывается в Московском театре (который через два года станет Малым театром) и до конца своих дней играет на сцене этого театра, став ведущим актером труппы этого императорского театра. Первая же его эпизодическая роль Матроса в мало интересном водевиле позволила увидеть в нем глубокое драматическое начало и заставила зрительный зал плакать над судьбой этого персонажа. В.Г. Белинский восторженно писал об этой эпизодической роли Щепкина, позволившей увидеть в нем большого актера. Щепкин сыграл лучшие роли реалистического репертуара – Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Расплюева в «Свадьбе Кречинского», в драмах Пушкина, Тургенева. «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», – писал о нем А.И. Герцен.

Щепкин глубоко и серьезно относился к искусству актера, к назначению театра. Для него было невозможным потакать сиюминутным вкусам толпы. Его «художническая совесть» требовала полной отдачи искусству. Осознав свою власть над публикой, он не забывал и о власти публики над собой. Он никогда не позволял себе использовать выигрышные приемы игры, удачно использованные ранее. Каждая роль для него – это рождение нового человека. Однако не всегда репертуар был высокого достоинства. Но даже и в пьесах, способных притупить художественный вкус актера, он не позволял себе опускаться до уровня «актера-ремесленника».

Щепкин воспитал немало блестящих актеров, украсивших собою Малый театр. Неоценим его духовный и художественный вклад в русский театр: он знал русскую жизнь, по его собственному выражению, «от дворца до лакейской».

История театра знает случаи, когда появление яркой актерской личности нового типа меняло и само представление о театре, когда по-новому понималась роль сценического искусства в жизни и место артиста в обществе. Фигурой такого масштаба для своего времени был Щепкин – артист, который поднял планку не только художественного критерия сценического искусства, но и общественной значимости театра








Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1471;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.