Понятие социального и индивидуального опыта.
Опыт - совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром.
Понимание общественной сущности индивида как индивидуальной общественной сущности составляет ядро марксистской концепции личности. Принципиальная возможность развития данной сущности обусловлена радикально новой формой передачи и накопления филогенетического («родового») опыта — прежде всего, в орудиях и средствах труда, в «предметном теле для деятельности» (К. Маркс), а также в языке, предметах культуры, вообще в человеческом предметном мире, которым индивид должен овладевать как своей собственной природой. Таким образом, усвоение есть специфическая форма передачи накопленных достижений исторического развития, составляющая differentia specifica собственно человеческого способа существования.
В работах советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других) был выработан и сформулирован общий подход к проблеме усвоения в ее психологическом аспекте.
1) Во всех этих работах признается тот основополагающий факт, что любое явление психики человека следует рассматривать как продукт общественно-исторического развития. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что «сами природные способности человека выступают ... совсем конкретно — как продукт общественного развития». Аналогичную мысль выразил А. Н. Леонтьев, определяя усвоение как «процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций». Речь идет об одном и том же - о специфически человеческих способностях, но С.Л. Рубинштейном акцент сделан на их принадлежности человеку как реальному, индивидуальному существу, а А.Н. Леонтьевым - на общественно-исторической сущности способностей человека.
2) Общим для указанных авторов является признание решающей роли общения в процессе развития человеческой психики. А. Н. Леонтьев неоднократно подчеркивал, что процессы усвоения обнаруживают свою главную особенность в том, что они происходят в процессах общения. Б.Ф.Ломов, выражая точку зрения, характерную для российской психологии в целом, пишет: «В общении конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта».
Помимо общих точек зрения, анализ концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна выявляет и определенные различия между ними. Л. С. Выготский основное внимание уделял исследованию структурных психологических новообразований, возникающих на основе усвоения индивидом исторически сложившегося опыта человечества. Сам факт усвоения социального опыта, по Выготскому, вызывает не только изменение содержания психики, но и появление новых ее форм. При этом центральным моментом в генезисе психики автор считает опосредствование изначально натуральных психических функций таким продуктом и носителем культуры, как знак. Знак - это идеальный объект-проводник культурно-деятельностной детерминации, определяющий не только содержание, но и структуру, базовые механизмы психики человека. Процесс интериоризации знаков делает индивидуальную психику социально обусловленной, как бы разомкнутой по отношению к социальной действительности. Стремление показать структурообразующую функцию знака впоследствии привело Л.С.Выготского к выделению значения — этого необходимого атрибута знака - в качестве основной единицы мышления и речи. Для автора культурно-исторической концепции психики все психические функции первоначально даны в форме социальных отношений, служащих источником возникновения и доследующего развития самих этих функций у человека. В соответствии с этим Л.С. Выготским и был выведен «общий генетический закон культурного развития», согласно которому «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сначала - социальном, потом психологическом, сначала между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».
Эволюция концепции Выготского пошла в работах его учеников и последователей по линии расширения представлений о социальной детерминированности и опосредованности психики человека. Было показано общее значение присвоения человеком общественно-исторического опыта не только для формирования высших психических функций, но и для всего психического развития в целом, в том числе для сенсорных процессов. Так, в работах А. В. Запорожца и его учеников была выявлена и экспериментально доказана опосредованность восприятия уже на ранних этапах онтогенеза сенсорными эталонами, то есть общественно выработанными системами чувственных мерок. Это свидетельствует о том, что общественный опыт оказывает на восприятие не только косвенное (например, через вербальное мышление), но и прямое влияние, непосредственно изменяя его структуру. Кроме того, исследования Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Н. И. Непомнящей, С. Л. Новоселовой и других продемонстрировали, что уже на уровне наглядно-действенного и наглядно-образного мышления существуют достаточно сложные формы опосредствования - в виде функциональных обобщенных образований как внутренних репрезентантов опыта деятельности с объектами.
Важно отметить, что для А. Н. Леонтьева основной акцент сместился с обсуждения содержания общественно-исторического опыта и форм его фиксации на обоснование активной, деятельностной природы самих процессов усвоения. Центр тяжести был перенесен на изучение операций, посредством которых осуществляется включение идеализированного опыта общественной практики в процессы непосредственно-чувственного познания человеком мира. Автор неоднократно подчеркивал, что «мир предметов, воплощающих человеческие способности, ... в этом своем качестве не дан индивиду изначально». И далее, «... в этом своем качестве он стоит перед каждым отдельным человеком как задача». Процесс усвоения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру, более того, чтобы «человеческая сторона» окружающих объектов открылась индивиду, «он должен осуществить активную деятельность по отношению к ним, деятельность, адекватную (хотя, конечно, и не тождественную) той, которую они в себе кристаллизовали». Это означает, что усвоение социального опыта совершается таким образом, что движение «извне» «внутрь» отражает не простое причинное воздействие предмета на субъект, а переход активной деятельности субъекта из внешнего во внутренний план. В работах других авторов, развивающих деятельностные представления о процессе усвоения, также подчеркивается, что он представляет собой весьма активную и даже творческую деятельность ребенка, которая нередко выходит за «каноны» системы обучения в случае неадекватности последней подлинному «психологическому порядку» усвоения ребенком социального опыта (Давыдов В. В., Маркова А. К.). Кроме того, усваивая знания, ребенок привносит от себя содержание собственного опыта, взаимодействие которого с вновь усваиваемыми знаниями обусловливает порождение новых, неожиданных знаний (Поддъяков Н. Н.).
Активный, творческий характер деятельности ребенка по усвоению общественно-исторического опыта свидетельствует о том, что индивидуальные различия между людьми не погашаются универсальностью предметов и стоящих за ними способов действия, подлежащих усвоению. Ведь универсальна форма фиксации того или иного «отрезка» общественного опыта, а не сам процесс его усвоения, проходящий каждый раз в неповторимых условиях. Неповторимость условий обеспечивается как уникальностью каждого конкретного индивида, так и спецификой социальных и пространственно-временных отношений, складывающихся в каждый данный момент. Кроме того, индивид всегда имеет возможность выбора среди тех нормативных способов действия, которые он должен усвоить.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1445;