Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.
Мифологическое (мифическое) мышление – это представление о мире и человеке, созданное не на основе рациональных знаний и понятий, а на основе ощущений, фантазий, мифов, чудесных образов и символов. Мифологическое мышление сформировалось у древнего человека под влиянием стихий природы, климатических и жизненных ритмов. Древний человек стремился собрать воедино накопленный опыт выживания в сложных условиях и создавал мифы и легенды, магические обряды, ритуалы и табу. Однако мифологическое мышление и мифотворчество свойственно не только древнему, но и современному человеку, который по-прежнему сталкивается с загадками и «чудесами» природы, необъяснимыми способностями самого человека, проявлениями разума, воли и бессознательного. Можно признать, что человек укореняет себя в природной среде не только при помощи разума, но и при помощи интуиции, бессознательного и сверхразумного, т.е. человек является существом не только разумным, но и мифологическим.
Для характеристики мифологического мышления существуют разнообразные определения. Мифология содержится в магии, мистике, эзотерике, религии, художественно-образном мышлении и даже в науке (о чем пишет А.Ф. Лосев).
Эзотерика– это тайное знание великих духовных Учителей человечества, передающих свое знание через мудрецов, «посвященных» в великую Тайну бытия и обладающих особыми магическими способностями, даром прозрения будущего и влияния на настоящее;
Мистика– знание, основанное на ритуальных действиях, предназначенных для «выхода» любого человека в потусторонние миры и для контактов со сверхъестественными сущностями.
Отметим некоторые признаки мифологического мышления(свойственные как древнему так и современному человеку):
1. Синкретизм – слитность образов сознания и внешней реальности; погруженность в волшебный, чудесный «образ-реальность» и нежелание (невозможность) выйти из него. Человек не выделяет себя из сверхъестественного мира, сливается с ним. Обожествляются природные стихии, сам человек уподобляется природе, подчиняясь её ритмам и стихиям. Как древний так и современный человек создает мифы и стремится всецело погрузиться в них: в мир «богов» и «духов»; «власти» и «денег»; «любви» и «красоты». Эти образы становятся единственной и реальной жизнью, которая «заряжает» человека особой энергией, верой, страстью. Только всецело погрузившись в образ, «событие-миф», человек признает себя счастливым, удовлетворенным. Синкретизм – это погруженность в мир ритуалов, обычаев, виртуальных образов и невозможность поставить их под сомнение, подвергнуть критике и, тем более, отказаться от них. Современный человек, в какой бы «образ» не погружался (в книгу, компьютерную игру, фильм, путешествие, праздник, торгово-развлекательный центр, «бренд», любовь, наркотики, алкогольное опьянение и др.), демонстрирует устойчивую зависимость от этого «образа», синкретического состояния, в котором не только стремится снять стрессы, но как будто обращается к потусторонним стихиям (щуке, волку, живой воде) с тем, чтобы почерпнуть новые ресурсы из неиссякаемого источника «жизни». Это мистическое стремление схватить Жар-птицу или хотя бы перо как золотой ключик в тайный мир удачи. «Погрузиться в образ» стремятся все – и артисты в искусство актера, и ученый – в тайную связь мира, и романтик, и маньяк, и шаман, и бедняк. Однако не все знают обратный путь в земной мир разумной жизни, наполненной обязанностями, заботами, ответственностью, правилами и законами.
2. Символизм – это способность получать, хранить и передавать информацию в виде символов, знаков. Символы, используемые в мифологическом мышлении, можно подразделить на графические (крест, круг, янтра и др.), звуковые (бой барабана, боевой клич и др.), цветовые, жесты, мимику, телодвижения, моду, политические (государственные флаги, гербы, ордена и медали), рыночные (товарные знаки, бренды).
3. Тяга к чудесному, виртуальному, умение и готовность общаться со «сверхъестественным», воспринимаемым как естественное – богами, духами, душами умерших людей и другими сверхъестественными сущностями. «Боги» и «духи» для носителей мифологического мышления – это «обожествленные» стихии природы или предметы, созданные человеком. Духи – это кикиморы, лешии, домовые и т.д.
4. Анимизм – вера в духов, воплощающих силы природы.
5. Гилозоизм – представление о всеобщей одушевленности природы (камней, земли, моря и т.д.).
6. Цикличность, повторяемость как основное свойство мироздания, язычник признает цикличность перерождений человека (реинкарнацию).
7. Пантеизм – отождествление природы и бога, «растворение» бога в природе, приписывание природным стихиям признаков справедливого, карающего бога.
Можно говорить о языческой и религиозной (например, христианской) мифологии.
В менталитете русского народа и в настоящее время проявляют себя языческие структуры мышления (иногда их называют архетипами – см. теорию К.Юнга в 9 теме учебного пособия). Современные исследователи рассматривают древнее язычество как жизненную основу мифологического отношения к миру.
Язычество– общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Политеизм – многобожие. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990)
Выдающийся русский философ XX века А.Ф. Лосев в фундаментальном исследовании «Диалектика мифа» подчеркивал, что понять мифологию можно только «изнутри», т.е. с позиции самой мифологии, её противоречивости. С одной стороны, миф не есть выдумка или фантастический вымысел, а есть сама жизнь, вещественная реальность, конкретное бытие. С другой стороны, в мифе содержится момент сверхчувственный, нечто странное и неожиданное. Весь мир – это чудо и миф. В мифе всегда есть единственно значимая идея, происходит её обожествление, фетишизация. Мифологизация идеи имеет глобальное значение, может управлять массами. А.Ф. Лосев характеризует научные, философские, литературные, социальные мифы. Он также подчеркивает, что миф всегда есть живая и действующая личность, миф – это «лик», образ личности, а не её субстанция. Мифическое сознание явлено и чувственно-ощутимо. (А.Ф. Лосев Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.) Носитель мифологического сознания воспринимает миф как самое реальное и живое, чувственное бытие.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 9804;