Разнообразие исторических форм мировоззрения.
Повседневная жизнь человека проявляется в чувствах и переживаниях, ярких эмоциональных переживаниях радости, счастья или страха, в эмоциональных оценках и суждениях, в надеждах и мечтах, фантазиях и предчувствиях. Во все времена человек стремился понять причины событий, условия возможного, истоки свободы и счастья. В мысленных образах человек представлял мир как порядок, гармонию или угрожающий хаос. Человек разумный не только осмысливал строение и изменчивость мира, свои познавательные возможности в этом мире, но и стремился изменить этот мир. На основе обобщения повседневного опыта формировались разумные цели, ценности и мировоззренческие системы знаний.
Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня:
обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении. Художественное ремесло древнего человека стало основой художественно-образного мышления, которое со временем «теоретизировалось», обогащалось умозрительными процессами и понятиями, поэтому такое мировоззрение можно считать «связующим звеном» между обыденным и теоретическим;
теоретическое мировоззрение основано на рационально-логических обобщениях, критических и аргументированных взглядах, признается высшим проявлением разумности человека и выражается в философском и научном мировоззрении.
*Рациональность – это способность упорядочивать отношения и знания, критически оценивать, сравнивать, выявлять истину и выбирать наиболее эффективное решение.
Рационализм – это система взглядов на мир, в которой признается определяющая роль разума (Бога и человека).
Обыденноемировоззрение является эмпирическим, чувственно-образным, ярким, эмоциональным и субъективным. Оно недоказательно, нелогично, обращено к интуиции и подсознанию человека, опирается на язык магических символов, обрядность, ритуальность, традиции; основано в большей степени на воображении, фантазии, мистике.
На обыденном уровне мировоззрение современного человека субъективно, образно и эмоционально. Обыденные рассуждения часто эгоцентричны: «люблю…не люблю», «нравится …не нравится», «весело…грустно», «хочу…не хочу». В повседневной практике люди обобщают свой субъективный опыт, стремятся не повторять ошибок и не попадать в сложные жизненные ситуации, стремятся избежать опасности, проявления природных стихий и человеческих негативных эмоций. Все это выражается в стремлении экономить свои жизненные ресурсы, искать выгоду и удобства с наименьшими затратами, а также культивировать удовольствия и наслаждения. Это может быть разумно с точки зрения отдельного человека, но неразумно с позиции многих людей, потому что эгоизм разобщает людей, нарушает всеобщий порядок, гармонию и безопасность. Представления о порядке, гармонии и хаосе возникали интуитивно у древних людей и выражались в способности понимать ритмы природы и человеческих страстей, знаки и знамения природы и судьбы. На основе сверхчувственных связей с миром возникали мистические обряды, табу, традиции и ритуалы, вера в сверхъестественную связь человека с богами. Как древние, так и современные люди, культивирующие мистическую связь человека с богами, духами, душами умерших людей, «инопланетянами», «полтергейстом», «призраками» и другими непостигаемыми сущностями проявляют языческое отношение к миру. Оно основано на мифологическом мировоззрении.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 704;