Лекция 4. ХРИСТИАНСТВО
Христианство (от греч. Христос - помазанник) как новая религия возникла в I в. до н.э. в Палестине. Его предтечей является иудаизм. Идейные предпосылки христианства: неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского и этическое учение Сенеки – римского стоика. Филон соединил понятие логоса, трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической, понимающей логос как закон, направляющий закон космоса. Формулировка Сенеки золотого правила морали также было воспринято христианством. Происходила взаимосвязь христианства и иудаизма. Ветхий Завет был включен в Библию.
Слово «Библия» означает «книги» (от греч. biblia - книги). Библию называют Священным писанием, и представляет она собрание древних текстов, канонизированных в иудаизме и христианстве, состоит она из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет стал создаваться с XIII – XII веков до н.э. по II в. н.э. Эта часть Библии признается и иудаизмом, и христианством.
Ветхий Завет включает 50 книг, условно делимых на Пятикнижие (Тора), пророческие (Набиим), исторические (Кетубим) книги и писания. К ключевым догмам христианства относятся догматы триединства и Боговоплощения.
Ø Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;
Ø Боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество в нем объединились.
Наиболее древний текст Ветхого Завета («Песнь Деворы»), датируется XIII веком до н.э., наиболее поздние (Екклессиаста, Даниила и т.д.) III – II веками до н.э. В Пятикнижии содержится Декалог (десять заповедей, содержащих религиозно-этические принципы):
- Я, Господь Бог твой, чтобы не было у тебя других богов, кроме меня;
- Не сотвори себе кумира;
- Не произноси имени Господа Бога твоего всуе;
- Помни день субботний;
- Почитай отца своего и мать свою;
- Не убий;
- Не прелюбодействуй;
- Не укради;
- Не лги;
- Не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни раба и рабыни его,…и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
В IX в. Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык, а в середине XIX в. появился русский перевод Библии – источника мировой и отечественной культуры.
Особый интерес представляет религиозный символ и художественный символизм – то, что в художественном творчестве приближается к религиозному мироощущению, к религиозно-догматическому истолкованию смысла творчества. Об этом писал и английский философ и эстетик Ч. Коллингвуд, утверждая, что «религия всегда догматична… она не способна выйти за пределы символа, так как всегда содержит в себе элементы идолопоклонничества и суеверия». Поэтические опыты позднего Бодлера и Малларме свидетельствуют о деидеализации действительности. В «Мятеже» Ш. Бодлер писал:
Абсолютизация социально-гносеологических и художественных возможностей символа неизбежно приводит к утрате идеала, в результате чего и происходит сближение символизма с религиозным мироощущением. Один из теоретиков русского символизма – Андрей Белый – наглядно показал это в идее символа как Лика, который есть нечто трансцендентное и вечное, приводящее различное к Единому. «Образ Символа в явленном Лике некоего начала, этот Лик многообразно является в религиях; задача теории символизма относительно религий состоит в приведении центральных образов религий к единому Лику». Эта мысль Андрея Белого направлена на то, что символизм должен многообразие привести к мистическому единству Лика, который воспроизвести и изобразить невозможно. Жизнь, «осознанную в ритмических образах», Андрей Белый называет нашей индивидуальной религией, а ритм отношений наших переживаний к переживаниям других расширяет индивидуальное понимание религии до коллектива.
Композиторов всегда притягивала нравственная сила религии. Музыку для церкви создавали почти все немецко-австрийские композиторы – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Лист, из русских – М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, М.А.Балакирев, С.И.Танеев, братья Чесноковы.
Первые церковные песнопения были заимствованы из Византии в конце X века, в эпоху крещения Руси. Это восточно-христианская музыка была вокальной, исполнялась хором без сопровождения инструментов. Культ человеческого голоса и преобладание вокальной традиции остается и по сей день.
Впервые к крупной форме церковной музыки обратился Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943 гг.). В 1910 г. он написал «Литургию св. Иоанна Златоуста».
Литургия, в просторечии обедня, – это особое богослужение, совершаемое в предобеденное время. Текст литургии был изложен письменно еще в IV веке святителем христианской церкви Василием Великим. Позднее святитель Иоанн Златоуст ввел в употребление другой, более сокращенный чин (обряд, порядок). В состав литургии вошли различные псалмы, гимны, молитва «Отче наш».
Для литургического цикла Рахманинов отобрал 12 песнопений, отличающихся неповторимым своеобразием и сохраняющим основы национальной церковной культуры. Другой цикл церковной жизни – «Всенощные бдения» – в русской православной церкви предваряют торжественные церковные праздники. В состав псалмов и гимнов воскресной всенощной входят такие молитвы как «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», гимны «Свете Тихий», «Богородице Дево, радуйся» и др. Рахманинов объединил все эти тексты в единое целое, создав мощное по философской глубине и выразительной силе, произведение.
Христианство оказывает огромное влияние на мировую культуру. Впервые, поставив личность выше природы и общества, христианство заложило основы гуманизма. Огромной заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.
Библия, являясь памятником мирового искусства, выходит далеко за пределы религиозных потребностей, поскольку устанавливает нормы человеческой нравственности, оценивает поступки, дает представление о личностном идеале.
Немировская Л.З. в своем учебном пособии «Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет. Типитака. Коран» подчеркивает, что независимо от того, религиозны ли люди, они одинаково воспринимают религию как носительницу и провозвестницу выработанных человечеством высших духовных требований, тех необходимых нравственных норм, без которых невозможно само его существование.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 823;