МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» было введено в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами для обозначения культуры Греко-римской культуры, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций древнего мира.
Характерные черты античной культуры:
- рациональный подход к пониманию мира;
- эмоционально-эстетическое его восприятие;
- стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
Подъем и расцвет культуры Древней Греции является в истории исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры ("греческое чудо"). Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что эллинам удалось почти одновременно и практически во всех областях культуры достичь невиданных высот. Никакой другой народ - ни до, ни после - не смог сделать ничего подобного. Греки многое позаимствовали у египтян и вавилонян. Однако все заимствования они использовали как исходный материал.
Греция стала родиной всех современных форм государства и управления, прежде всего - республики и демократии. Тип организации имел форму полиса – города – государства, гражданской общине которого принадлежала окружающая сельскохозяйственная территория. Греки удачно соединили формы собственности, коллективный и индивидуальный интерес, аристократию с республикой. В Греции четко выделились два труда: умственный и физический. Физический труд считался уделом раба.
Основу всего уклада жизни эллинов составляла состязательность (Олимпийские игры, диспут, поле боя, театр). Высшей ценностью был дух свободы. Образ жизни греков определяли такие ценности, как истина, красота, добро, находившиеся в тесном единстве ("прекрасное-доброе"). Истина приобретала нравственно-ценностное измерение. Не менее важное значение для греков имела мера. Она связывалась с соразмерностью, умеренность, гармонией и порядком ("ничего слишком"). Поэтому эллины, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности человек терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным. В то же время стремление к богатству осуждалось. Идеалом эллинов был гармоничный, развитый, свободный человек (физическое совершенство и владение всеми видами искусства, науки и философии).
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский (III — II тыс. до н. э.),
- гомеровский (XI — IX вв. до н. э.),
- архаический (VIII — VI вв. до н. э.),
- классический (V — IV вв. до н. э.),
- эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).
Эгейскую культуру иногда называют крито-микенской (остров Крит и Микены), а также минойской культурой (по имени царя Миноса). Наиболее известным памятником этого периода считают Кносский дворец–лабиринт, (здесь обитал описанный в мифах Минотавр). Он был снабжен системой водоснабжения и канализации, имел ванны. Высокого уровня достигла на Крите скульптура малых форм. Лучшим достижением критского искусства считается настенная живопись. Извержение вулкана приводит к гибели эгейской культуры. Центр цивилизации перемещается в Микены. Микенская или ахейская культура возникла на юге Балкан и была близка к критской. Из памятников выделяются светская архитектура (Микенский дворец), живопись (росписи дворцов) и шахтные гробницы – захоронения с украшениями, сосудами, оружием и золотыми масками.
Гомеровский период. Главными источниками считают гомеровские поэмы "Илиада" и "Одиссея" (VIII век до н.э.). Уровень культуры этого времени ниже предыдущего. В частности, утрачена государственность, дворцовый уклад жизни, письменность. Все рождалось заново. Применение железа ускорило развитие культуры.
Архаический период. Это период быстрого развития Древней Греции. Изменения происходят практически во всех областях. За 300 лет произошел переход от деревни к городу. Город-государство стал основной формой организации общественной жизни. Складывается система денежного обращения. В духовной культуре получает развитие алфавитное письмо (на основе финикийской письменности), создается система образования. Формируются основные этические нормы и ценности, рождается идеал Человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. В 776 г. до н.э. возникают Олимпийские игры. В архаическую эпоху возникает философия и наука. Высокого уровня достигает художественная культура. Складывается архитектура (дорический и ионический ордера). Ведущим типом постройки является сакральный храм. Возникает также монументальная скульптура (курос и кора). Настоящий расцвет переживает поэзия. Античная мифология приобретает классический, совершенный вид.
Классический период. Это время наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. Раскрывает свои возможности античный полис. Высочайшего уровня достигает философия. Успешно развиваются математика, медицина и история. Невиданный расцвет переживает художественная культура, архитектура и градостроительство. Совершенства достигает скульптура. Высшей точки достигает греческая литература. Главным литературным событием становится рождение и расцвет трагедии, комедии и театра.
Эллинизм. Это заключительный этап древнегреческой культуры. Уровень высокой культуры еще сохраняется. Но в философии он несколько снижается. С созданием державы Александра Македонского идет экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, где она соединяется с восточными культурами. Под влиянием греческого образа жизни и греческой системы образования образуется эллинская культура. Наиболее успешно развиваются наука (математика), архитектура (библиотека в Александрии, Александрийский маяк), скульптура (статуя бога Солнца Гелиоса, Венера Милосская, Ника Самофракийская). В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать.
Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI века до н. э.);
- республиканский (510 - 30 гг. до н. э.);
- период империи (30 гг. до н. э.- 476 г. н. э.).
Взгляды ученых на Древний Рим самые разные. Одни (О. Шпенглер, А.Тойнби) не видят в Древнем Риме самостоятельности и самобытности культуры и цивилизации. Они считают, что Древний Рим являл собой завершающий этап, кризис античности. Его вклад ограничился главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не создал ничего нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что сделано греками. Рим никогда не поднимался до высот эллинской культуры.
Другие оценивают древнюю культуру Рима как не менее самобытную и оригинальную, чем другие культуры. Римляне существенно отличались от греков. Они создали свою систему ценностей и идеалов, главными среди которых были патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности. Римляне возвышали роль и ценность закона. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденными гражданами и рабами. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне были более воинственными, в отличие от эллинов. Завоевательные войны превратили небольшой городок в мировую империю.
Достижения Древнего Рима связаны с римским правом и с развитием государственности в таких формах, как республика и империя, с классическими образцами военного искусства, градостроительства, прекрасными дорогами, великолепными зданиями, грандиозными акведуками.
Местоантичной культуры определяется тем, что она стала отправной точкой в развитии европейской цивилизации. Значениеее заключается:
· в создании литературы, искусства, философии, которые стали образцами культуры и по сей день не утратили свою ценность;
· в том, что было положено начало науке – системе знаний и способу мышления и праву – регулятору социально-политической жизни общества;
· в открытии человека как прекрасного и совершенного творения природы, как меры всех вещей.
· Художественная культура Древней Греции
· Театр
· Архитектура
· Скульптура
· Вазопись
Театр.
· В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, - бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. В Аттике (область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах) в честь Диониса устраивались пышные праздники. По предположениям многих учёных, древнегреческий театр и возник из обрядов, посвящённых этому богу.
· В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги - Эсхил, Софокл иЕврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана- создателя политической комедии.
· Театральные представления были организованы как соревнования - авторов пьес и актёров. Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт - высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин - хорег, которого также назначал архонт. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги.
· Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре - десять тысяч. Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), они делали фигуру выше, а движения - значительнее. Цвет одежды актеров наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы-в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. В древнегреческом театре использовали простейшие машины
· Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей.
· Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 741;