Двуречье
Культура Двуречья (Месопотамии) существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат. Она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хурриты, арабы. Наибольшею развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии, и Ассирии.
Шумер.
Основу экономики составляло земледелие с развитой системой орошения, важное значение имело скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. С середины III тыс. до н.э. применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Имела место широкая торговля с Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.
Следует особо отметить значение шумерского письма - клинописи. Усовершенствованная финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.
Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В ней присутствует миф об умирающем и воскресающем боге (Бог Думузи). Правитель города-государства объявлялся потомком Бога и воспринимался в качестве земного Бога. Заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы не стали особым слоем, игравшим роль в обществе. В целом система религиозных верований в Шумере была менее сложной. Каждый город имел своего Бога - покровителя. Были Боги, которые почитались во всей Месопотамии: бог неба Ан, бог земли Энлиль, бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами и созвездиями. Большое значение имела Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.
В художественной культуре ведущим искусством была архитектура. Шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Скульптура имела культовый характер. Человек изображался условно, схематически, абстрактно. Фигуры имели общие этнические черты. В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистичной, приобретает индивидуалистические черты. Значительным памятником литературы является "Эпос о Гилгамеше"
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 788;