Тема 7. Температмент и характер
1. Темперамент, теории, объясняющие разделение людей по темпераментам.
2. Краткая характеристика темпераментов (по И.П.Павлову):
3. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками личности.
4. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.
Тема 8. Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.
1. Способности, их классификация, уровни выраженности.
2. Природа способностей и их развитие.
3. Личность и ее социальные роли
4. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психологических барьерах.
Тема 9. Классические типологии личности
1. Психоаналитическая типология
2. Типология конституциональных различий У.Шелдона
3. Типология Юнга
4. Типология Э.Фромма
5. Акцентуации характера
Тема 10. Психология конфликта
1. Психологическая совместимость.
2. Сущность конфликта и его структура
3. Классификация конфликтов и их причины
4. Типология поведения личности в конфликте
5. Динамика конфликта и управление им
Тема 1
Л — 1
Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.
1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний.
2. Предмет, методы, отрасли психологии.
3. Органические предпосылки развития личности. Особенности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.
4. Основные отечественные и зарубежные теории личности.
Рекомендуемая литература.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1997.
Немов Р.С. Книга 1. Общие основы психологии. — М., 1998.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999.
Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000.
Психология как наука: основные этапы ее становления. Психология в системе других наук. Предмет психологии. Что такое психика. Мир психических явлений человека. Особенности психического отражения. Отрасли психологии, их взаимосвязь. Основные задачи и трудности изучения психологии.
Принципы построения психологических исследований. Методы сбора фактического материала. Первичная статистическая обработка материалов исследования.
1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития.
Представление человека о психических явлениях изменялись в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике (рис. 2.1). Рассмотрим более подробно каждый из них.
Рис. Основные этапы развития психологической науки
Само название изучаемой нами науки психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.
Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа*, "мировой воли", "идеи".
Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика — вторичное, производное от материи явление.
Так, Гераклит (530- 470 гг. до н. э.) и Демокрит (460-370 гг) считали, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками.
Впоследствии понятие "душа" все более сужалось до отражения преимущественно идеальных проблем человека. Основы такого понимания души были заложены в Древней Индии. Так, в текстах Вед (II тыс. до н. э.) обсуждалась проблема души прежде всего как этическая. Утверждалось, что для достижения блаженства необходимо совершенствования путем правильного поведения.
Этические аспекты души впервые наиболее ярко были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) — Платоном (427-347 гг. до н. э.). По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.
Рене Декарт (1569-1650). Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных; сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств.
Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту " Мыслю
- значит, существую".
Причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он утверждает, что существуют две независимые друг от друга категории — материя и дух.
В истории психологии это учение получило название "дуализм".
Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и
У. Джемс.
Во второй половине 15 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания.
Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать человеческий мир с помощью только одного метода — интроспекции.
Идеологом метода интроспекций был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.
Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли).
Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления и конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции.
Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений.
В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.
Бессилие "психологии сознания" перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психологической науки становится поведение. Это направление и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии.
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде.
По мнению Уотсона определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций.
Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы "S-R" для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или "промежуточные переменные" — V, в результате схема приобрела вид: "S-V--R". Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула.
Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение оперантного обусловливания, которое заключается в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.
Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и операнткое обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека.
И наконец, на 4 этапе, психология стала изучать факторы, закономерности и механизмы функционирования психики, возникло множество различных школ (К.К.Платонов, Маслоу, Роджерс, Эриксон).
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И. М. Сеченова (1829-1905).
И. М. Сеченов распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга. Тем самым психическое рассматривалось как явление, детерминированное внешними условиями.
В работе "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность — рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено-это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, пред ставления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено-внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Психика — центральное звено рефлекса.
Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.
С.Л.Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психологической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики).
Большой практический и теоретический вклад внесен психологами в период Великой Отечественной войны. Это прежде всего совместная с медиками работа по восстановлению психического здоровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г. Ананьев), обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б. М. Теплова "К вопросу о практическом мышлении", в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека.
Особенностью развития психологии в последние десятилетия является ее превращение в многоотраслевую науку.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 831;