Основные принципы научной программы Ньютона
Научная программа Ньютона является итогом почти двухвекового развития естествознания в Европе начиная с XV века, когда трудами Н. Коперника была создана геоцентрическая модель Солнечной системы. Система научно-теоретических взглядов Ньютона определяла развитие естествознания в течение более 200 лет. Но и вся история теоретической физики как ядра естествознания после Ньютона во всех своих решающих пунктах представляет собой дискуссию о принципах научной программы Ньютона и их все более глубокую интерпретацию. Физико-мировоззренческий смысл новых физических теорий, революционизировавших наше понимание природы, таких как теория относительности и квантовая механика, всегда раскрывается путем сопоставления их новых принципов и концепций с принципами физики Ньютона.
Суть ньютоновского понимания природы, его научной программы была изложена им в трактате "Математические начала натуральной философии", вышедшем в свет в 1687 г. Начнем его анализ с рассмотрения взглядов Ньютона на природу материи. С его точки зрения, Богом была дана материи форма твердых, массивных, непроницаемых, подвижных частиц, причем твердость их абсолютна. Нетрудно понять, что это атомистические взгляды. Но атомистические воззрения Ньютона специфичны. Он допускает, что частицы-атомы не только спо-* собны двигаться по инерции, – они движутся также некоторым активным началом, каковым является тяготение. По Ньютону, каждая из материальных точек-атомов представляет собой центр силовой активности, состоящий из двух компонентов: первый – отталкивающий, короткодействующий, быстро уменьшающийся, спадающий с расстоянием; второй компонент – дальнедействующее притяжение – это та сила, которой наделены все тела во Вселенной. При помощи силы тяготения как раз происходит объяснение (а не только математическое описание) явлений природы.
Свойство инерции материальных тел определяется их внутренней характеристикой, которой является масса тела (инерционная масса). Силовая активность тел определяется так называемой гравитационной массой, равной инерционной массе.
Ньютон ввел еще одно фундаментальное понятие механики – количество движения – как характеристику материального тела, атома. Он определил количество движения как меру движения, пропорциональную массе и скорости.
Но для понимания движения материальных тел, которое Ньютон в духе механицизма представлял как пространственное перемещение во времени, ему было необходимо определить понятия пространства и времени. Ньютон определяет их следующим образом. Абсолютное время есть сущность, которая безо всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Наряду с абсолютным существует – как его проявление – относительное время. Последнее есть мера продолжительности, "совершаемая" при помощи какого-либо движения, фиксируемая чувствами и употребляемая в обыденной жизни вместо истинного абсолютного математического времени, как-то: час, день, год.
Абсолютное пространство, по Ньютону, есть бесконечная протяженность и по своей сущности остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть мера абсолютного, его ограниченная подвижная часть, которая определяется чувствами по отношению к некоторым материальным телам. В обыденной жизни оно принимается за пространство неподвижное.
В соответствии с выделением абсолютного пространства и относительного пространства Ньютон определяет абсолютное движение и относительное движение. Первое есть перемещение тела из одной части абсолютного пространства в другое. Второе же есть перемещение из одного относительного пространства в другое. Подчеркнем, что в ньютоновской концепции пространство и время абсолютны: они не зависят от физических тел, движущихся в пространстве и соответственно изменяющихся во времени, они не зависят от их взаимодействий.
Пространство имеет бесконечную протяженность, другими словами, оно простирается бесконечно по каждому из своих трех измерений. Пространство не имеет каких-либо выделенных точек, это означает, что оно однородно. Пространство также изотропно, т.е. в нем не существует каких-либо выделенных направлений. Пространство образно можно себе представить как бы бесконечно большим сосудом, в котором находится множество взаимосвязанных тел.
Время тоже бесконечно. Но в отличие от трехмерного пространства оно одномерно, имеет только одно измерение. Время течет от прошлого к будущему, превращая будущие явления в прошедшие, т.е. оно направлено. Временный поток – течение времени.– однороден, он не имеет ни начала, ни конца, никаких выделенных точек.
Отметим общность и различие позиций Ньютона и атомистов в трактовке пространства. И атомисты, и Ньютон признавали существование пустоты, но атомисты, в отличие от Ньютона, не допускали возможности активного, силового действия на расстоянии, ибо отождествляли пустоту с небытием. Можно сказать, что пустота была для атомистов синонимом отсутствия. У Ньютона же абсолютное пространство было синонимом присутствия, но не присутствия материи, а присутствия чего-то внешнего – сверхфизического начала, которое и делает возможным активность сил как действия на расстоянии. Ньютон выражает это словами, что абсолютное пространство есть чувствилище Бога.
Здесь мы сталкиваемся еще раз с важнейшим понятием физики и научной программы Ньютона – с понятием силы. Сила в научной программе Ньютона есть причина реального движения, а не движения абстрактного, математического. Но реальное движение – это движение в абсолютном пространстве. Поэтому для определения силы как выражения абсолютно данной действительности, реального физического бытия, необходимы понятия абсолютного пространства и времени. Сказанное можно выразить следующим образом. Тело, которое движется в абсолютном пространстве, обладает абсолютным движением. Изменение состояния такого тела необходимо требует приложения сил. Хотелось бы подчеркнуть, что, вводя в свою научную программу понятия абсолютного пространства и силы, Ньютон мыслит не просто как гениальный ученый-физик – теоретик и экспериментатор. Он мыслит как гениальный философ, который пытается выразить сущность бытия.
Коснемся далее некоторых других элементов ньютоновского видения мира, его научной программы. Начнем с раскрытия аналитического видения мира и связанного с ним аналитического метода исследования физических объектов и процессов. Это один из важнейших моментов классической физики. Любой материальный объект, согласно Ньютону, состоит из атомов или некоторых частей, которые хотя и взаимодействуют друг с другом, однако могут исследоваться как некие индивидуумы. Значит, любой объект и его часть могут быть выделены из окружающей среды и рассмотрены как таковые, т.е. как самостоятельное, отдельное, конечное образование. Вместе с тем любой объект может быть расчленен на составляющие части вплоть до атомов. И исследование характеристик этих составляющих позволяет понять существенные характеристики данного объекта. При этом на любом уровне мыслимого анализа физических объектов предполагается абсолютная, однозначная определенность их свойств.
Конечно, взаимодействие данного индивидуального объекта (или его расчленение) меняет, даже разрушает его характеристики. Однако можно всегда оценить меру такого изменения, "разрушения", учитывая всякий раз взаимодействие между частями объекта и его окружением в их временном срезе. Почему это возможно? Во-первых, потому, что изменения в мире Ньютона, в мире классической физики, имеют непрерывный характер, т.е. состояние объекта, которое полностью определено в любой момент времени заданием координат и скорости объекта, меняется непрерывно, ибо и координаты, и скорости физических объектов являются непрерывно изменяющимися величинами, выраженными непрерывными функциями времени. Именно на этом основано понимание движения тела в абсолютном (или относительном) пространстве по определенной кривой – траектории. Непрерывный характер изменения состояния объекта позволяет сделать это изменение в принципе сколь угодно малым, уменьшая также непрерывный промежуток времени изменения. А во-вторых, сохранение индивидуализации выделенного объекта возможно благодаря однозначному характеру происходящих изменений. Выражением последнего является понятие классического детерминизма, суть которого можно пояснить следующим образом: если известно состояние объекта в некоторый момент времени, а также все силы, приложенные к нему, то можно абсолютно точно предсказать состояние данного объекта в любой последующий момент времени. Так, зная положение и скорость свободно падающего камня в некоторый момент времени, можно точно указать его положение и скорость в любой другой момент. Другими словами, классическая ньютоновская физика предполагает жесткую однозначную связь настоящего с будущим, равно как и прошедшего с настоящим.
Подчеркнем, что мы пытались раскрыть внутреннее логическое единство элементов классического видения мира – аналитического метода исследования, принципа классического детерминизма и непрерывности изменения физических величин, "завязанных" воедино на основании понятия индивидуального себетождественного объекта.
Важную роль в научной программе Ньютона играет экспериментальная деятельность. Конечно, все математическое естествознание Нового времени опирается на эксперимент. Начиная с Галилея физики все настойчивее стремились изгнать из науки отвлеченные философские рассуждения. Конечно, последнее невозможно. Но именно в ньютоновской программе эксперимент играет роль ее действительного фундамента. Как известно, эксперименты Галилея часто были в сущности мысленными, что не уменьшает их научной значимости.
Совсем не то у Ньютона. Когда Ньютон говорит об эксперименте и ссылается на него, то можно не сомневаться, что речь идет о действительном эксперименте. Опыты, эксперименты Ньютона выполнены с большой тщательностью и остроумием, отличаются поразительной точностью и стремлением количественно фиксировать характер наблюдаемых процессов. До сих пор некоторые его работы считаются лучшим введением в искусство эксперимента.
Добавим, что раскрытое выше единство аналитического метода исследования, принципа классического детерминизма и непрерывности изменения физических ввеличин позволяет понять характер связи объекта наблюдения, эксперимента и изучающего естествоиспытателя, субъекта познания, "вооруженного определенными" приборами. Понятно, что объект наблюдения и измерительный прибор (наблюдатель) могут и должны рассматриваться независимо друг от друга. Предполагается, что внешний мир – объект естествознания и познающий этот объект, вооруженный приборами мыслящий субъект, могут быть в идеале полностью отделены друг от друга. Другими словами, существует принципиальный способ исследования явлений без вмешательства в их течение. Такой подход составляет ядро исследовательской деятельности в классической физике, базирующееся на системе принципов ньютоновской научной программы.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 897;