Лапласовский детерминизм
Итак, мы познакомились с основными принципами теоретической механики Ньютона, которые оставались незыблемыми в течение более двух столетий. Более того, благодаря огромным успехом механики в приложении к различным проблемам и задачам физики и астрономии философия природы Ньютона, воплощенная в его основных концепциях, была принята за научный фундамент французского Просвещения XVIII века. Содержание и метод ньютоновской механики стали отождествляться с естествознанием вообще. Природные явления считались ныне объясненными и понятыми, если они были сведены к движению масс в соответствии с законами механики. Таким образом, предполагалось, что внутреннее содержание всей физики можно свести к принципам Ньютона.
Можно пойти дальше и "опрокинуть" механистическое понимание физических процессов как причинных, динамических, описывающих пространственное перемещение во времени абсолютно определенных себетождественных индивидуальных, объектов на весь бесконечный материальный мир. Тем самым мы получаем конкретизацию механистического понимания мира как определенной "ньютоновской" машины. Это понимание мира получило яркое выражение в знаменитом высказывании Лапласа, великого математика и астронома конца XVIII века: "Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы он вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти знания анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движениями мельчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором".
Из этих слов Лапласа вытекает такое понимание мира, что все явления в нем предопределены с "железной" однозначной необходимостью. В нем существует только пространственное перемещение и не возникает ничего нового. Вся классическая механика с ее однозначной математической дедукцией есть отрицание возникновения принципиально нового. Прошедшее в принципе тождественно будущему, они4 сосуществуют в механистическом мире. Но последнее означает фактическую вневременность классического механистического мира, в котором нет объективного творения нового. Поясним последнее. Уравнения движения в механике Ньютона не меняются при замене t на –t, т.е. одинаково возможны как движение "вперед" во времени, так и движение "назад" во времени. Следовательно, в механике Ньютона невозможно вести направление времени; наблюдая механистические процессы, мы не можем отличить процессы, текущие в направлении стрелы времени от прошедшего к будущему, от противоположных процессов. Но это и означает, что эволюционные процессы возникновения новых форм реальности, творения нового в объективном мире невозможно описать в рамках принципов, концепций Ньютона. Поэтому некоторые ученые называют движение в классической механике движением, не связанным с временем, движением, происходящим во вневременном... времени.
Так, одна из ключевых концепций ньютоновской физики – это представление Вселенной сосуществующего, Вселенной без возникновения новых форм, фактически статичной Вселенной. И еще надо отметить, что это мир, в котором нет разницы между бесконечно малым и бесконечно большим, мир, подобный множеству матрешек, которые вставляются одна в другую – абсолютно одинаковых, но все более уменьшающихся в размерах.
Но против такого понимания мира, такого типа мышления о мире, т.е. такого рационализма, не может не восстать любой мыслящий человек. Мышление о Природе, в которой нет никаких признаков, кроме механистических, не может даже указать направление ответов на вопросы, возникающие при анализе человеческого бытия, с его свободой и творчеством, стремлением к вечности и добру. Это приводит к трагическому расколу души умнейших представителей классической науки. Но наука меняется. Она приходит к познанию творения, открывая тем самым пути к согласованию истин о Природе и идеи Добра.
Список литературы
1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2003.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2005.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 576 с.
5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов/ В.М. Найдыш. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2003. – 622 с.
6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 303 с.
7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
8. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций / С.Г. Хорошавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с..
9. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 845;