Поздний период творчества Э.Мане
Репрезентант позднего периода творчества Э.Мане - картина «Белая сирень в стеклянной вазе» (1883 г.). Объект-язык стилевого пространства «ареаклассицизм»: использован прием контраста черного фона и бело- сиреневых цветов; в результате доминирует линейность, контур; этот прием Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане
организует преимущественное движение из глубины на плоскость (плоскостность изобразительной тенденции); эта же направленность поддержана формой граненой вазы, которая выступает своим торцом на передний план. Три грани стеклянной прозрачной вазы - ее прозрачность дает возможность говорить, что всего у вазы 6 граней - это значит, видна строго половина. Прозрачность вазы делает видимыми стебли сирени; ваза наполнена ровно наполовину; один из торцов вазы делит картину пополам - составляет ось композиции - симметричность и устойчивость делает заявленный в картине закон соотношения человеческого и абсолютного начал незыблемым. Контраст черного и белого привлекателен тем, что позволяет каждой из контрастирующих сторон наиболее ярко проявить свою сущность: сущность явлений становится наиболее яркой и очевидной, отражаясь в своей противоположности.
Эта работа выполнена в последний год жизни Э.Мане. В натюрмортах позднего периода творчества сочетаются два приема, которые Мане использовал в ранний и зрелый периоды творчества. С одной стороны, Мане использует темный фон - знак бесконечности, актуальный для первого периода творчества; с другой стороны - природный элемент - сирень. Соответственно, он возвращается к концепции бесконечной черноты вечности, в пространстве которой на мгновение выступает человеческое бытие - конечная жизнь - подобная этим сорванным цветам в вазе. В человеческой жизни, следовательно, присутствует частица бесконечности в ее земном обличии, но содержание, удержание этой частицы не вечно, подобно тому ограниченному времени, что стоят цветы в вазе. Хрустальная прозрачная ваза выбирается им как знак того, что эта конечность зрима и очевидна, эта идея прозрачна.
Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро
План лекции
1. Характеристика художественного направления «преимпрессионизм».
2. Специфика творчества представителя преимпрессионизма Камиля
Корр.
1. Характеристика художественного направления «преимпрессионизм»
Направление «преимпрессионизм» в живописи Западной Европы XIX в. - - пограничное качество, являющее уникальный синтез ряда художественных традиций искусства этого периода:
неоклассицизм: рисунок, четкость форм, простроенность и ясность композиции;
_______ Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро___________
реализм, призывающий к пристальному изучению и копированию природы, поиску идеала в окружающей действительности;
романтизм: выбор сюжета (стоящий на предпоследнем месте в академической иерархии пейзаж), стремление выразить бесконечное, видение «чудесного» в обыденном;
импрессионистические приемы: изменчивость света и цвета, высветленная атмосфера, пленэрная живопись.
Философской базой было отношение к мгновению как единственно возможному, в зыбком мгновении увидеть бесконечность, Вечность. Отличие в том, что преимпрессионисты были ограничены рамками классической техники живописи, а импрессионисты для выражения этой же идеи об иллюзорности и зыбкости чудесного произвели переворот в технике (мелкий, дробный мазок, письмо чистым цветом без смешивания его на палитре).
К преимпрессионизму относится творчество К.Коро и Э.Мане.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 975;