Специфика романтической модели мира в произведениях раннего периода творчества Ж.-Л.-А.-Т.Жерико
Художественные традиции Жерико, сформировавшиеся в ранний период творчества: искусство Рубенса (копировал «Снятие с креста», «Бракосочетание Генриха IV»); искусство Микеланджело; во Флоренции Жерико делал копии со скульптур Микеланджело из капеллы Медичи; традиция проявлена в монументализации форм, скульптурном характере живописных фигур, драматизме решения тем. Традиция мастеров эпохи итальянского маньеризма XVI в.: Джулио Романо, Веронезе, Сальватор Роза. Традиция искусства Караваджо (копировал «Положение во гроб»); традиция произведений Веласкеса; произведений Ван Дейка. Среди современников особенный интерес для Жерико представляло творчество Гро: каждое произведение этого мастера было для Жерико предметом серьезных размышлений, изучения, копирования по памяти. В целом, интерес к произведениям прошлого Жерико характеризует определенной систематичностью: это сцены, исполненные напряженного действия, бурных страстей, отличающиеся динамичной композицией, сильными контрастами света и тени.
Жанр портрета в раннем творчестве. Концепция эталонного человеческого начала, представленного героем-воином. Диагональное построение композиций, открытость композиционного строя, разомкнутость сюжетных связей.
«Офицер конных егерей, идущий в атаку». 1812 г. Париж, Лувр. Первое произведение Жерико. Сначала именовалось как «Портрет лейтенанта Робера Дьедоне». Эта картина была написана Жерико за короткий срок - 3 недели. Но не задачи портрета решались в этом произведении. Движение победоносно, развернуто слева направо (показательно, что сначала Жерико разрабатывал иной вариант). Лошадь изображена поднявшейся на дыбы. Качество неистовства устремленности в бой в равной степени присущи обоим персонажам. Противопоставлены движение коня снизу вверх и движение правой руки офицера, сжимающей саблю, - вниз. В основу композиции положены диагонали, пересекающие пространство картины. Движение, в котором находятся персонажи, устремлено вглубь
_________________ Лекция 119. Творчество Жан-Луи-Андре-Теодора Жерико____________________
изображенного пространства. Всадник и его конь становятся концентрированным изображением порыва. Само же это пространство, цель устремления героев предельно неопределенны: все в дыму, в тумане, в огне. Единое решение небесного и земного пространства, клубами окутывающего героев, также подчеркивает зыбкость, неведомость той цели, к которой они устремляются. Кроме того, расположение коня на возвышенности и так, что под его копытами оказываются колеса, другие всадники и пр. атрибуты баталии, делает его своеобразным средством полета для седока. Пламенность присуща самому всаднику - эта идея доносится за счет цветового сближения: присутствия красного цвета в изображении мундира офицера. Наблюдается контраст: конь находится в бешенном подъеме, всадник холоден своим взором, рационалистичен в своем взгляде. И поскольку конь и всадник составляют единое целое, то эти две противоположности существуют здесь в неразрывном единстве. Типичный герой наполеоновского времени: отчаянная бравада, игра со смертью, вызов всему миру, холодное и опустошенное мужество. Здесь важен также подчеркнутый трагизм ситуации устремления в ничто, в неизвестность, в смерть. Неустойчивость позиции человека, неуверенность в победе. Направленность к победе (в диагонали) имеется, но и конь, и всадник поворачиваются в другую сторону.
«Раненый кирасир, покидающий поле боя». 1814 г. Произведение задумано как парное к «Офицеру конных егерей», и на Салоне два произведения были выставлены вместе. Соответственно это ответ, оборотная сторона медали, то, чем обернулась безумная атака и устремленность в бесконечность войны - бесславным возвращением. Раненый кирасир изображен среди опустошенной войной равнины. Облака дыма и тьма надвигающейся ночи окутывают землю. Герой изображен возвращающимся. И так же как в первой работе, противонаправлены движение воина и его взгляд. Только ситуация противоположна: направления тела справа влево вниз, взгляда - направо вправо вверх. Здесь герой уже не на коне (что является знаком поражения, снижения его жизненной позиции), но подобие их фигур сохраняется: проявлено в параллели левой ноги кирасира и ноги лошади. Если в первой работе конь являл собой несущую силу, ту страсть устремленности к победе, которая двигала человеком, то здесь конь - ведомая сила, кирасир ведет его под уздцы. Шаг ведущего неустойчив, его тело согнуто, ноги подгибаются, сабля вложена в ножны, служит опорой в передвижении. И движение коня в сторону грозит человеку падением.
Данная картина знаменует кризис идеалов, связанных с наполеоновской эпохой и у самого Жерико.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 937;