Специфика творчества Ж.-Л.Давида и художественной деятельности его школы
Первый этап классицизма в искусстве 1800-1820-х гг. представлен творчеством Жана-Луи Давида и деятельностью его школы.
«Клятва Горациев». Автор - Ж.-Л.Давид. 1784 г. Картина посвящена прославлению гражданских добродетелей античного Рима: прославление героизма граждан, способных ради торжества общего дела, ради свободы родины, презреть личные переживания. Эта тема, воплощаемая данным сюжетом, была актуальна в XVII в., когда к ней обращались Корнель, Расин и др. Здесь, в произведении Давида, конфликт страсти и долга, личного и общего снят программным утверждением величия гражданских добродетелей. Изображение печальных женских персонажей выполняет лишь роль фона, на котором разворачивается безрефлекторная решимость трех братьев. Старец-отец торжественно вручает оружие произносящим клятву братьям. Давид использует локальные цвета, демонстрирующие доминанту четкого контура, линейность изображения. Ритм трех арок фона концентрирует внимание на статуарно выделенных трех фигурах. Действие выстроено фризообразно, вдоль переднего плана, что обозначает плоскостность как ведущий формальный признак.
В этом произведении Давид в полной мере реализует традиционный для классицистического мировоззрения аспект решения проблемы конфликта чувства и долга. Способом визуализации превознесения гражданских идеалов в человеческой системе ценностей является построенная триада группы братьев-Горациев. Сам миф о Горациях - трех братьях с одним именем - уже снимает индивидуально значимое в характеристике героев. Сущность отдельного человека проявляется через постижение места и роли этого человека в единстве с другими, ему подобными героями.
«Брут» (полное название: «Брут - первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы; ликторы приносят их тела для погребения»), 1789 г. Множество персонажей: Брут, мать, сестры, жены казненных, мужи, вносящие в дом отца и гражданина-консула тела юношей. Брут стоит, прислонившись к статуе богини Рима. Произведение своим сюжетом и построением работы посылает зрителю призыв подняться над частным интересом ради общего блага.
_________ Лекция 116. Живопись стиля «классицизм» первой четверти XIX в. «Гражданский» классицизм_________
«Клятва в зале для игры в мяч». Картина задумывалась в значительном масштабе, но не была написана. Был сделан большой рисунок. Произведение посвящено одному из кульминационных событий в истории Французской революции. Созванные королем представители трех сословий нации, охваченные порывом всеобщего энтузиазма, произносят клятву не расходиться, пока ими не будет выработан для страны новый правовой порядок - порядок свободы, равенства и братва. На подготовительной стадии работы над этим произведением Давидом было написано около 40 портретов. Но уже в рисунке он смягчает портретное сходство и оговаривает, что не преследует портретных целей. Главное для него - не личные качества деятелей, а их способность, преодолев частные интересы, выразить общественный порыв нации. Композиция подчинена стремительной энергии сотен поднятых рук, занавесам на высоко расположенных окнах залы, развевающимся подобно знаменам, подхваченным вихрем. Визуализация ветра революции.
«Смерть Марата» (1793г.). Портретная и гражданственно-героическая линии творчества Давида соединяются в данном произведении. Сюжет таков: Шарлотта Корде проникла к Марату, принимавшему лечебную ванну, передав ему записку: «Шарлотта Корде - гражданину Марату. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение». Эти слова написаны на листке, который держит убитый Марат. Использован темный фон, на котором светлой фигурой представлен Марат. Идея гибели патриота и героя, позволившего себе момент слабости, душевная слабость - губительна.
«Коронация». Одно из ряда произведений значительных масштабов, созданных Давидом по заказу императора Наполеона после 1804 г. Эту работу можно назвать представителем официального академического классицизма. Представлен момент коронования императрицы Жозефины Наполеоном Бонапартом. Факт нахождения покрывающей, венчающей короны в руках Наполеона возвеличивает саму фигуру императора, который поднимается до совершения этого сакрализующего действа. Великий масштаб произведения решает программу социоцентрической религиозности содержания данного произведения.
Антуан Гро (1771-1835) - ученик Ж.-Л. Давида, принадлежащий его школе. А.Гро - центральная фигура искусства Консульства и Империи. Во многом в портретах Гро присутствуют черты романтизма: динамизм является преобладающей чертой как характера портретируемого, так и всей композиции, через которую характер раскрывается. Также Гро создал ряд работ на батальные сюжеты. В большинстве произведений Гро создается культ Наполеона.
«Наполеон на Аркольском мосту» (1797-1798). Молодой Наполеон - генерал итальянской армии представлен в решающий момент, когда он, вступив на мост, осыпаемый градом картечи, увлекает в атаку солдат. Это не батальная картина, но отсветы багрового дыма и развевающееся знамя в Лекция 116. Живопись стиля «классицизм» первой четверти XIX в. «Гражданский» классицизм
руках Бонапарта создают атмосферу сражения. Центром притяжения взгляда зрителя является лицо Наполеона.
«Зачумленные в Яффе» (1803-1804). Тема связана с одним из эпизодов египетского похода Наполеона. Наполеон для поддержания духа и предупреждения паники сам посещал импровизированные лазареты. Картина решает задачу возвеличивания действительного мужества будущего императора. В этом произведении вводятся элементы иконографии сюжета исцеления прокаженных Христом. Проводятся аналогии между фигурой Наполеона и Христа.
Произведения-репрезентанты живописи классицизма первой четверти XIX в.:
Ж.-Л.Давид: Клятва Горациев. 1784г.; Брут - первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы; ликторы приносят их тела для погребения, 1789 г.; Клятва в зале для игры в мяч, 1791 г.; Смерть Марата, 1793 г.); Портрет г-на Серизиа, Портрет Лавуазье с супругой, 1795 г.; Наполеон - первый консул, акварель, 1799 г.; Сабинянки, 1799 г.; Портрет мадам Рекамье. 1800 г.; Наполеон на перевале Сан-Бернар. 1801 г.; Коронация. 1805-1807 гг.; Генерал Жерар. 1816 г.; Амур и Психея 1817 г. П.Прюдон: Портрет Жозефины, 1805 г.; Свобода; Равенство; Искусство; Наслаждение; Философия; Триумф Бонапарта, или Аллегория мира, рисунок; Правосудие и божественное Возмездие, преследующие Преступление, 1808 г.; Похищение Психеи, 1808 г. А.Гро: Наполеон на Аркольском мосту, 1797-1798 гг.; Зачумленные в Яффе, 1803-1804 гг.; Портрет г-жи Рекамье в старости, 1820-е гг. Жироде. Погребение Аталы. 1808 г. Лоренс. Портрет герцога Веллингтона. 1814 г. Жерар. Амур и Психея. 1798 г.
Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в.
План лекции
1. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля «классицизм» в живописи Франции.
2. Жанровая определенность живописи классицизма 1830-1860-х гг.
3. Художественные приемы живописи классицизма 1830-1860-х гг.
4. Специфика творчества Ж.-О.-Д.Энгра.
_______________ Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в._________________
1. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля «классицизм» в живописи Франции
Второй этап развития классицизма в живописи Западной Европы приходится на вторую треть XIX в. По сравнению с первым этапом классицистического развития, второй этап лишен актуально-исторической определенности. Напротив, художественное пространство характеризуется принципиальной вневременностью, обладает идеальным внеисторическим статусом. Принципиально отторгается все единичное и преходящее, которым полна современность; живопись материализует эталон, которого лишена действительность. Такая художественная программа была обусловлена сменой исторической ситуации: если первый этап классицизма развивался в атмосфере утверждения идеалов в земном строительстве, то второй этап сопряжен с периодом разочарования в возможности достижения земного совершенства какими-либо политическими, экономическими, социальными средствами. Этим обусловлена пророческая, по мысли авторов-классицистов, миссия живописи XIX в. - вернуть изобразительному искусству его религиозный статус неотъемлемой составляющей культового действа и способствовать гармонизации мира.
Поиск адекватной формы воплощения божественного составляет предмет тематических поисков на протяжении всего развития классицизма. Человеческая форма и ее построение в организации композиции, темы произведения преследует цель явления идеи божественного. Человеческая форма в живописи классицизма второго этапа освобождается от исторических определителей и очищается в целях репрезентации божественного начала. Это обуславливает востребованность обнаженной женской натуры, демонстрирующей согласованность телесного и душевного совершенства, в соответствии с канонами античной философии.
Художественные традиции классицизма - искусство эпохи античности: античная скульптура и живопись; итальянское искусство эпохи Раннего и Высокого Возрождения: творчество Рафаэля, Мазаччо, мастеров флорентийской школы эпохи Кватроченто: Филиппо Липпи, Лука Синьорелли; искусство Возрождения эпохи Дученто: творчество Джотто; творчество Н.Пуссена.
Тематический спектр произведений классицизма второго этапа: произведения на сюжеты древнегреческого эпоса, средневековой литературы, текстов эпохи итальянского Возрождения, история прошлого, христианская мифология, восточные мотивы. Восток в европейской культуре XIX в. приобрел качество символа идеального пространства, в котором возможно осуществление идеала. Изучение Востока, восточной философии демонстрировало способ достижения этого идеала, человек Востока содержал в себе программу поведения, основанную на созерцательности, покое, мудрости. Именно этим качеством преисполнены герои в произведениях европейских авторов на восточную тематику. Восточная
_______________ Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в._________________
тематика - художественный материал адекватного представления духовных понятий истины человеческого существования. Героиня одалиска - восточная жрица любви - становится основой представления мифа явления богини любви, эротической силы божественной утверждающей воли.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1913;