Произведения зрелого периода творчества Ф. Гойи
Особое место среди произведений Гойи занимают две картины «Одетая маха» и «Обнаженная маха», созданные мастером приблизительно в 1802 г. Они не принадлежат строго к портретному жанру. Скорее здесь воплощен эталон рокайльно чувственной женской красоты, призванной эротически соблазнить и преобразить стремящуюся к Духу человеческую душу. Показательно, что слово «маха» применительно к этим картинам появилось только в 1831 г., т.е. уже после смерти художника. В описях же 1808 г. знаменитой коллекции Мануэля Годоя, в которую входили данные произведения, «Одетая маха» и «Обнаженная маха» именуются, соответственно, «Цыганкой» и «Венерой». Кстати, в коллекции Годоя в те времена находилась также картина «Венера с зеркалом» Диего да Сильва Веласкеса, которой, вероятно, был вдохновлен Гойя в период создания им своих парных творений.
При сопоставлении произведений друг с другом нетрудно обнаружить, что в изображении женщин, лежащих на ложе и белоснежных подушках в одной и той же позе, много несхожего. И дело тут не только в том, что на одной картине изображена дама в нарядном костюме мадридской манолы, а на другой - женщина, демонстрирующая красоту своего нагого тела.
Одетая героиня в принципе гораздо скованнее обнаженной. Ее поза эффектно напряжена, а подкрашенное лицо с испытывающим зрителя взглядом напоминает игривую маску. В изображении «Цыганки» много вызывающе соблазняющего и чарующе заражающего. Задача искусственности и искусности картины - заманить общающегося с ней человека в сети художественного искуса и возбудить в нем сексуальную энергию земного «эроса».
Напротив, нагая героиня представлена более естественной и покойной. Ее фигура грациозно свободна, а взгляд обращен не столько вовне, сколько вовнутрь. В изображении фигуры «Венеры» много непропорционального: крупная голова, пышная грудь, тонкая талия, развитые бедра, короткие стройные ноги с маленькими изящными ступнями. Но именно в неправильности живописного тела состоит его волнующая привлекательность. Задача искусственности и искусности картины — испытать зрителя и преобразить его по-земному бытовой «эрос» в страстную силу небесного «Эроса», совокупляющего естество индивидуальной человеческой души с высотами вселенского Духа.
Интересно, что в специальном кабинете дворца Мануэля Годоя обе эти картины помещались на стене одна поверх другой таким образом, что с помощью специального шарнира при необходимости можно было
_________________________ Лекция 108. Творчество Франсиско Гойи___________________________
перевернуть произведение «Одетая маха» и увидеть из-под него являющееся творение «Обнаженная маха». На глазах зрителя «Цыганка» превращалась в «Венеру», тем самым способствуя открытию тайны оборачивания художественно искусственного в истинно естественное.
В 1814 г. по предложению Гойи Регентский совет испанского королевства в ознаменование шестой годовщины мадридского восстания заказал мастеру две картины. В результате на свет появились два живописных произведения одного и того же размера (266x345 см), составляющие исторический диптих и изображающие «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».
Композиция первой картины завязана в один динамичный узел. Представлены всадники французской кавалерии — египетские мамлюки в восточных одеждах, - пытающиеся уйти от преследующей их лавины восставшего народа Испании. Фигуры стремительны, сжаты в упругом прыжке, жесты резки и беспощадны, лица искажены. Мадридцы изображены яростно атакующими, французские войска — в ужасе обороняющимися.
Вторая картина демонстрирует акт ночного расстрела группы героев безликой шеренгой вооруженных ружьями солдат. Здесь все пронизано символикой. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлены не ужас или обреченность, а волевая собранность и энергия человеческих чувств. Главный персонаж произведения - смуглый черноволосый простолюдин в ослепительно белой рубашке. Его фигура с раскинутыми в стороны руками вся словно распятие — символ христианской мученической смерти во имя человеческой справедливости. Гора же, на фоне которой разворачивается действо, выступает символом высокого Духа во плоти порабощенных, но душевно не сломленных людей. Глухая ночь - символ покрова, под которым скрывается злодеяние, а фонарь - символ света совести, высвечивающий страшную картину убийства людей.
Если первое произведение имеет сугубо национальный характер, то второе выходит далеко за пределы живописного изображения конкретного факта испанской истории и приобретает общечеловеческое значение. Изображенное здесь событие актуально для политического поведения любого государства мира в каждый период его исторического развития. Недаром картина Гойи «Расстрел...» пользуется поныне всеобщей известностью.
Картина «Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего» (1788) стала первым произведением, в котором Франсиско Гойя предпринял попытку наглядного воплощения темных сторон человеческой сущности в виде фантастически страшных демонов, мучающих людскую душу и издевающихся над плотью. Мастер показывает, что сам человек, отведав в лечебных целях наркотического зелья, способен «выпустить джина из бутылки», с которым уже не в состоянии справиться даже пришедший на помощь святой Франциск Борджиа с распятием в руке. Мир человека из-за допущенной им беды раскололся на сферы тьмы и света.
_________________________ Лекция 108. Творчество Франсиско Гойи___________________________
Причем сфера тьмы, содействуя человеческой смерти, произвела огромный полог и пытается завоевать, поглотить, запахнуть собой световую сферу для того, чтобы весь мир погрузился в сплошной мрак.
В офорте «Сон Разума рождает чудовищ» из серии «Капричос», которая была создана Гойей через четыре года после картины «Святой Франциск Борджиа...», мастер попробовал ответить на вопрос о том, что способствует укреплению демонической стороны человеческой сущности. Подпись под офортом провозглашает: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых ими чудес».
Вообще восемьдесят офортов серии «Капричос» включают несколько сюжетных мотивов, причудливо связанных между собой. Все они призваны не дать один, а наметить целый ряд ответов на вопрос об источнике пособничества человека тем демоническим силам, которые обитают вне его и в нем: зло, ложь, паразитизм, лицемерие, произвол человека по отношению к другим людям, безверие или искажение веры, дурное отношение между полами, людская темнота и фанатизм, нравственная распущенность.
В истории испанской культуры создание серии «Капричос», включившее Гойю в число лучших мастеров мирового графического искусства, по охвату национальной жизни, многоплановости, сложности, богатству художественных проблем прекрасно сопоставимо с другим великим произведением испанского и мирового искусства - «Дон Кихотом» Мигеля Сервантеса.
4. Картина «Город на скале»
Картина «Город на скале» принадлежит к циклу живописных произведений Гойи, исполненных мастером масляными красками в Кинте дель Сордо (Доме глухого) в 1820-1821 гг. Стены купленного им двухэтажного дома художник покрыл внутри четырнадцатью фантастического характера росписями, полными иносказаний, намеков, ассоциаций. Уже после смерти Гойи его настенная живопись была перенесена на отдельные холсты, отдана на хранение в Прадо и качественно отреставрирована. Все названия картин Кинты дель Сордо условны и случайны, ибо автор не оставил никаких сведений об их подлинном именовании. Так, например, композицию «Город на скале» без всякого на то основания неведомо почему назвали именем демона иудаистской мифологии «Асмодей».
Произведение изображает одинокий город с огромным перекрытым золотым куполом храмом в центре, расположенный на вершине очень высокой и крутой горы. У подножия скрывающегося в тумане утеса прямо на дороге, ведущей вверх к городу и храму, под звуки боевой трубы собираются из города в долине всадники в латах с перьями на шлемах. На переднем плане картины представлены две парящие в воздухе фигуры, одна из которых, отчаянно жестикулируя, показывает рукой в сторону города на
_________________________ Лекция 108. Творчество Франсиско Гойи___________________________
скале, а другая, словно боясь чего-то, закрывает свой рот красным плащом. Справа в углу изображены солдаты, направившие свои ружья на летящую пару с явным намерением выстрелить в этих загадочных людей-вестников, стремящихся, будто глухонемые, молча жестами передать людям некое крайне важное сообщение.
Произведение «Город на скале», с одной стороны, может быть понято как оригинальное живописное повествование об отдельном факте истории испанской конкисты (исп. conqusta - завоевание) территорий Мексики, Центральной или Южной Америки, случившейся в XV и XVI вв. Однако поскольку картины Кинта дель Сордо не предназначались Гойей для публичного общения с ними зрителей и поскольку все они были размещены на внутренних стенах помещения Дома глухого, постольку корректно предположить, что речь в них идет не об изображении каких-либо современных или прошедших событий внешнего мира, а о чувственном явлении сущностных проблем интимно внутренней жизни человека. В этой связи произведение «Город на скале» представляется возможным рассматривать не как фантастическое изображение процесса захвата испанскими конкистадорами высокогорной столицы инков Куско, но как символическое иносказание, т.е. своего рода визуально пророческое предупреждение одинокого и полностью глухого мастера себе и людям о постоянной угрозе завоевания и полного разорения каждым человеком своего хрупкого небесно духовного Горнего града вечно воинствующими силами собственного плотского земного града Дольнего.
МОДУЛЬ № 8. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XIX В.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1236;