Особенности развития архитектуры неоклассицизма в Германии XVIII в.
В архитектуре Германии стиль «классицизм» стал решающим фактором для формирования традиций немецкой национальной архитектуры, поскольку барочная архитектура Германии, развивавшаяся в первой половине XVIII в., в основном развивалась на основе деятельности иностранных архитекторов.
Промежуток времени между серединой XVIII и серединой XIX вв. явился решающим периодом кристаллизации классицизма в Германии. В это время архитектура становится не только делом немецких императоров, королей, принцев и церкви. Она приобретает широкое общественное значение, превращаясь в предмет всеобщего интереса.
Зодчество теперь не только обеспечивает представительность единовластного заказчика. Желая быть признанной и оцененной как
_________________ Лекция 99. Неоклассицизм в архитектуре Германии XVIII в.____________________
практически полезное искусство, архитектура Германии активно вмешивается в социальные процессы.
Определяющим для зодчества становится вопрос, отражающий новые высокие требования к архитектуре: какой художественный стиль, подобающий просвещенному социуму, способен оказать на каждого его члена благотворное влияние. Немецкое общество второй половины XVIII в., отвечая на данный вопрос, выбор свой сделало в пользу стиля «классицизм».
В целом для немецкой архитектуры неоклассицизма характерно то же разделение на космоцентрическую и социоцентрическую архитектуру, какое было характерно для барочной архитектуры Германии.
Кроме того, прежним остается и разделение космоцентрической архитектуры на протестантскую архитектуру севера страны и католическую южную храмовую архитектуру.
2. Культовая немецкая архитектура стиля «неоклассицизм»
Как протестантские, так и католические немецкие зодчие, работавшие в стране во второй половине XVIII в., не остались глухими к модным для европейской архитектуры «пантеонообразным» храмам. В это время в Германии было построено немало круглых в плане центрических культовых сооружений с выступающим вперед портиком, повторяющих формы древнеримского Пантеона.
Собор монастыря бенедиктинцев Сент-Блазьен в Шварцвальде (17681783), созданный по проекту архитектора Пьера Мишеля Дикснара, имеет мощный тосканского ордера портик с башнями по сторонам, над которым поднимается огромный купол, замыкающий основной цилиндрический объем сооружения. Внутри храма коринфские колонны окружают стены с нишами и алтарями и поддерживают кессонный свод собора.
Собор представляет типичную католическую культовую постройку стиля «классицизм» в Германии, причем с характерными чертами уже выработавшейся к середине XVIII века собственной архитектурной традиции.
Отличительными особенностями культовой католической архитектуры является широкое применение барочных принципов в оформлении фасада, а также использование в качестве образцов римских католических построек (в частности, использование форм купола собора св. Петра в Риме).
Католическая церковь св. Людовика в Дармштадте, воздвигнутая на рубеже XVIII-XIX столетий архитектором Георгом Моллером, воспроизводя в целом схему древнеримского Пантеона, имеет чрезвычайно упрощенный язык форм и декора.
Цилиндрическое основание храма и его полукруглый купол трактованы как простейшие стереометрические фигуры почти «стерильной» чистоты. В интерьере храма двадцать восемь колонн поддерживают купол, первоначально оформленный кессонами.
_________________ Лекция 99. Неоклассицизм в архитектуре Германии XVIII в.____________________
Некоторые просвещенные немецкие властители, такие, например, как герцог фон Мекленбург-Шверин, создавший для себя в Людвигслусте идеальный город-резиденцию, допускали в храмовом зодчестве применение различных стилей и поощряли художественный поиск.
Протестантская городская церковь (1765-1770) Людвигслуста, спроектированная архитектором Иоганном Иоахимом Бушем, имеет весьма выступающий относительно самостоятельный портик с шестью тосканскими колоннами, которые располагаются далеко друг от друга и являются опорами архитрава и треугольного фронтона.
Фасад церкви напоминает пьедестал надстройки и выглядит как кулисы перед традиционным объемом церковного зала, имеющего в декорации несколько барочных элементов.
Отличительной особенностью протестантской культовой архитектуры стиля «неоклассицизм» является обращение в качестве образцов к формам общественных сооружений, использование приемов светской архитектуры для организации как внешнего вида здания, так и внутреннего облика.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1562;