Светская архитектура неоклассицизма в Италии
Переложение традиционных типов сооружений в соответствии с требованиями времени на язык форм социоцентрического неоклассицизма наиболее последовательно было осуществлено в Италии архитектором Джузеппе Пьермарини.
Театр JIa Скала (1776-1778) в Милане - самое известное общественное здание Пьермарини. Благодаря использованию колонн и пилястр, помещенных над рустованным первым этажом сооружения, окнам под фронтоном, а также высокому аттику в структуре фасада театра элементы «классицизма Ренессанса» своеобразно объединены с формами французского неоклассицизма.
Ложи, расположенные на четырех ярусах овального в плане зрительного зала, над которыми находятся еще две галереи со стоячими местами, в период создания театра архитектурно оформлялись их владельцами, поэтому внутренний вид театра имел весьма разноликий характер, что в целом соответствует традиционному для Италии противопоставлению внешнего и внутреннего пространства.
Внешний облик театра отличается многообразием архитектурных форм и их многоступенчатостью при четкой упорядоченности.
Хорошо читается нижний ярус здания, оформленный в качестве рустованного цоколя, одновременно является первым этажом театра. Центральная часть, представляющая вход, выдвинута вперед и оформлена в качестве аркады.
Второй ярус храма поддерживает выдвижение центральной части здания вперед, но уже в гораздо меньшей степени. Здесь располагаются ряды окон, оформленных фронтонами и сдвоенными колоннами ионического ордера. Ближе к угловым частям здания колонны сменяются пилястрами.
Верхний ярус театра решен в качестве стены, имитирующей балюстраду с вазонами, центральную часть которой занимает фронтон с рельефным изображением.
Все вместе композиционное решение фасада театра представляет собой постепенное нисхождение и выход божественной энергии, которая концентрируется во фронтоне и распространяется остальными формами.
Вместе с тем облик здания обладает рядом ярко выраженных барочных черт. В этом и состоит своеобразие итальянской общественной архитектуры.
На рубеже XVIII-XIX вв. в Италии было возведено несколько триумфальных арок, призванных продемонстрировать программную приверженность неоклассицизма формам и содержанию зданий римской античности.
_______________ Лекция 98. Итальянская архитектура неоклассицизма в XVIII в.__________________
Порта Тичинеза (1801-1814) зодчего Луиджи Каньолы является образцом итальянских триумфальных арок, построенных в стиле «неоклассицизм».
Эти внушительных размеров триумфальные ворота, обрамленные столбами-антами, благодаря тонким ионическим колоннам выглядят открытыми и воздушными.
Арочные проемы в боковых стенах и треугольный фронтон свидетельствуют о влиянии на зодчего, помимо стиля «античный классицизм», «классицизма Ренессанса» Андреа Палладио.
Сам факт появления подобных общественных сооружений градостроительного значения в Италии закономерен, поскольку таким образом восстанавливается древнеримская традиция триумфальных арок.
Однако, кроме обращения к собственно римским традициям, в неоклассицистической социоцентрической архитектуре Италии, так же как и в храмовой архитектуре, используются традиции древнегреческого классицизма.
В целом же итальянская архитектура неоклассицизма социоцентрического характера в большей степени обладает барочными чертами, нежели храмовая архитектура Италии стиля «неоклассицизм».
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 828;