Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.)
задавала направление и ритм движения, а также отношение верующих к божеству. Определялась ширина людского потока, регулировалось количество людей, которые могут войти.
Перед пилонами устанавливались высокие мачты с флагами и монументальные статуи фараонов.
Особенность пилона храма Хонсу состоит в том, что он создан из камней неправильной формы, тщательно пригнанных друг к другу. Весь пилон покрыт рельефами. Образуется единая поверхность: швы между камнями не читаются. Пилон выглядит как монолит.
За пилоном находился большой открытый двор. С трех сторон этот двор окружали колонные портики. В противоположной пилону стороне двора - дверь в гипостильный зал, в котором средний неф выше и шире боковых, что подчеркивало направление оси храма. Хотя конструктивные египетские колонны несут всю тяжесть перекрытия, благодаря невидимым глазу каменным кубам, помещенным между капителью и перекрытием, кажется, что потолок парит в воздухе. Распустившийся цветок капители колонны прикрывает каменный блок, что создает впечатление, невесомости архитрава. Освещался гипостильный зал через окна, сделанные за счет разницы между высотой среднего и боковых нефов.
За гипостильным залом находился второй меньший по размерам, гипостильный зал. Его высота меньше первого. Пол не оставался на том же уровне - он поднимался.
Следующий зал - для ритуальной ладьи. По обе стороны зала с ладьей шли два обхода - справа и слева и по бокам - помещения для обслуживания ритуальной ладьи.
Храм завершается молельней, перед которой могло находиться небольшое преддверие. Согласно египетскому культу триады божеств, храм имел три молельни, одну главную и две по ее сторонам. В потолке молельни имелось отверстие, через которое человек связывается с небом, с богами в своей молитве. По сторонам молелен располагались дополнительные помещения.
Обращает на себя внимание абсолютная симметрия храма: аллея сфинксов, пилон, открытый двор, гипостильные залы, зал для ладьи, молельни.
С храмовым комплексом обязательно связан парк и священное озеро.
Прослеживается тесная связь структуры храма с иерархической лестницей социальных сил Египта времени Нового царства. Например, во время праздника, когда массы народа стекались к храму, основной поток народа допускался только во двор храма, где под солнцем, так как колонные портики могли вместить только немногих, народ принимал участие в церемонии, свершавшейся внутри храма. Наблюдать за этой церемонией можно было через высокие и широкие двери, ведущие в гипостильный зал. Доступ в гипостильный зал разрешался только избранным (высоким должностным лицам, военачальникам, писцам).
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 551;