Следственный эксперимент
(от лат. experimentum – «опыт») – это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов для исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.
В соответствии со ст. 181 УПК следователь в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств данного события. Закон особо оговаривает, что производство эксперимента допускается лишь при условии, если при этом не унижается достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается угроза для их здоровья.
Нельзя также производить опыты, угрожающие имуществу граждан; само собой разумеется, что недопустимо воспроизведение всех обстоятельств преступления в том виде, как это имело место в действительности, так как это означало бы по существу совершение нового преступления.
При следственном эксперименте происходит не воспроизведение какого-либо явления или факта, а производство действий, сходных с исследуемыми, создание модели факта, события или явления. Обстановка, в которой совершаются экспериментальные действия, будет уже не той, в которой происходило подлинное событие, а лишь сходной с ней. Степень сходства обстановки следственного эксперимента с обстановкой и обстоятельствами подлинного события и определяет достоверность результатов этого следственного действия.
Целями следственного эксперимента являются: 1) проверка собранных по делу доказательств; 2) проверка и оценка следственных версий; 3) получение новых доказательств; 4) установление причин и условий, способствовавших совершению преступлений (здесь чаще всего имеются в виду обстоятельства организационного и технического характера, способствовавшие совершению преступления).
Виды следственного эксперимента были определены Р. С. Белкиным.[7] Он предложил следующий перечень видов этого следственного действия:
1) следственный эксперимент по установлению возможности восприятия какого-либо факта, события, явления (возможность видеть, слышать и т.д.);
2) следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия (возможно ли совершить это действие вообще либо в конкретной ситуации);
3) следственный эксперимент по установлению возможности существования какого-либо явления (могло ли при определенных условиях произойти самовозгорание; мог ли падавший предмет упасть именно данным образом и т.д.);
4) следственный эксперимент по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей (как преступник влезал через окно; как он связывал себя, имитируя связывание, совершенное якобы другим лицом с целью ограбления);
5) следственный эксперимент по установлению процесса образования следов (каким образом возник тот или иной след). Следователь лишь убеждается, что подобный след действительно мог быть оставлен в данных условиях. Это обстоятельство является доказательством, может послужить основанием для выдвижения версий и т.д. В необходимых случаях позднее может быть проведена экспертиза для идентификации орудия, которым оставлен этот след;
6) следственный эксперимент по установлению наличия или отсутствия у того или иного лица профессиональных навыков. Такие эксперименты проводятся, в частности, по делам о фальшивомонетничестве, когда лицу, сознающемуся в изготовлении фальшивых денежных знаков, предоставляются необходимые материалы и создаются условия для изготовления одного или нескольких поддельных знаков и предлагается это сделать.
Тактические приемы проведения следственного эксперимента независимо от его вида и конкретного содержания должны обеспечить осуществление следующих основных требований.
1. Максимальное сходство условий проведения эксперимента с теми, в которых происходило действительное событие. Здесь имеется в виду сходство времени суток; проведение эксперимента на том же или на как можно более похожем месте; сходство климатических условий; при необходимости – реконструкция обстановки; использование подлинных или соответствующим образом реконструированных предметов; сходство темпа проводимых опытов с темпом подлинного события; сходство звуковых условий; наконец, учет изменившихся и неподдающихся реконструкции условий.[8] Нарушение этих требований полностью обесценивает результаты следственного эксперимента.
2. Многократность проведения однородных опытов. При этом иногда целесообразно проводить их в измененных условиях (усложненных или упрощенных).
Чтобы результаты эксперимента нельзя было поставить под сомнение, ссылаясь на то, что они могут оказаться случайными, опыты обычно повторяют несколько раз (с теми же или разными объектами).
При необходимости условия следственного эксперимента могут быть усложнены. Если свидетель уверенно узнает подозреваемого, можно увеличить расстояние между ними, расположив свидетеля не на том месте, где он стоял в момент события, а на несколько метров дальше, и еще раз (уже в ином порядке) показать тех же людей. Если и теперь, при заведомо более сложных условиях, свидетель укажет подозреваемого, результаты следственного эксперимента не будут вызывать каких-либо сомнений.
Многократность повторения опытов надо отличать от повторного эксперимента, когда он весь полностью проводится снова и оформляется новым протоколом.
3. Проведение опытов в несколько этапов с целью их лучшего восприятия и фиксации, а также оценки результатов.
Порядок действий при проведении следственного эксперимента сводится к тому, что следователь после завершения подготовительной работы размещает участников, дает сигнал к началу действий, в необходимых случаях – к повторению действий, регулирует темп и условия проведения опытов, осуществляет общее руководство. Позднее следователь анализирует и оценивает результаты следственного эксперимента.
Предъявление для опознания
(ст. 193 УПК) – это следственное действие, состоящее в отождествлении либо установлении групповой или родовой принадлежности потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или обвиняемым ранее воспринимавшегося этим лицом объекта по его мысленному образу.
При предъявлении для опознания необходимо соблюдать ряд общих правил. Так, в качестве опознающего может выступать потерпевший, свидетель, подозреваемый или обвиняемый. Лицо, которое будет выступать в роли опознающего, предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых оно наблюдало тот или иной объект, а также о приметах и особенностях, по которым оно может этот объект опознать.
Повторное опознание лица или предмета тем же опознающим по тем же признакам запрещается. Опознаваемый предъявляется опознающему вместе с другими лицами, по возможности сходными с ним и между собой по внешним признакам, а также по одежде. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, не может быть менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа – он предъявляется в единственном числе. Предмет, подлежащий предъявлению для опознания, предъявляется в группе однородных предметов, общим числом также не менее трех.
Перед началом предъявления для опознания человека опознаваемому предлагается занять любое место среди других предъявляемых лиц. Если опознающим является свидетель или потерпевший, он перед началом предъявления для опознания предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Во время предъявления для опознания наводящие вопросы, а также какие-либо действия, которые могли бы быть истолкованы как «подсказка» опознающему, не допускаются. Если опознающий заявил об опознании одного из предъявленных лиц или предметов, ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данный объект. Наводящие вопросы в этом случае также не допускаются.
Таким образом, в процессе предъявления для опознания следователь предъявляет опознающему тот или иной объект в группе других объектов, причем все объекты должны быть сходны между собой. Опознающий сравнивает сохранившийся в его памяти образ объекта, который он наблюдал когда-то прежде, с несколькими предъявленными ему объектами. Цель предъявления для опознания заключается в том, чтобы опознающий ответил: 1) является ли предъявляемый объект тем самым, который он видел прежде в связи с какими-либо фактами, имеющими отношение к расследуемому событию; 2) этот объект похож на тот, который опознающий видел ранее, по групповым или родовым признакам, но определенно он его опознать не может; 3) опознающий не может выделить среди предъявленных объектов тот, который он видел когда-то раньше, т.е. ни один из объектов он не опознает.
В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление для опознания по решению следователя может быть проведено таким образом, чтобы опознаваемый не видел опознающего и не слышал его голоса. При этом понятые должны находиться вместе с опознающим.
В криминалистике предъявление для опознания подразделяют на следующие виды:
1) предъявление для опознания людей;
2) предметов;
3) животных;
4) трупов или частей трупов;
5) помещений или участков местности.
Любой из этих видов предъявления для опознания может осуществляться в двух формах: в форме предъявления объекта в натуре либо в форме предъявления фотоизображения объекта, предъявляемого одновременно с фотографиями других объектов, внешне сходных с опознаваемым. Общее количество фотографий должно быть не менее трех.
Чаще всего опознание тех или иных объектов производится зрительно, по их внешнему виду. Однако опознание может быть основано и на слуховых, а также на осязательных ощущениях. В литературе описан случай, когда группа слепых опознавала на ощупь проданную им ткань, а по голосам – подозреваемых.
Результат предъявления для опознания зависит от ряда обстоятельств. Важную роль при этом играют такие факторы, как наличие у опознаваемого объекта характерных индивидуальных признаков; условия, при которых опознающий воспринимал объект; субъективные качества опознающего (острота зрения, слуха, способность анализировать восприятия, свойства памяти и т.д.). Кроме того, результат предъявления для опознания во многом определяет тщательная и умелая подготовка к проведению этого следственного действия.
Одним из обязательных элементов подготовки к предъявлению для опознания является допрос лица, которому необходимо предъявить те или иные объекты. Проведение для этого специального дополнительного допроса обычно не вызывается необходимостью, так как допрашиваемый, рассказывая в ходе первоначального допроса об известных ему обстоятельствах дела, излагает все нужные сведения. В частности, он должен сообщить: где, когда, при каких обстоятельствах и каким образом наблюдал объект, который может быть предъявлен для опознания; каковы признаки этого объекта; в какой степени могли повлиять на восприятие объекта обстоятельства, при которых происходило наблюдение, и субъективное состояние допрашиваемого; сможет ли он опознать объект. При необходимости тут же выясняется, не имеет ли допрашиваемый дефектов органов чувств и психики, которые могли бы затруднить восприятие и воспроизведение в памяти допрашиваемого данного объекта.
Из других элементов подготовки к предъявлению для опознания важнейшим является правильный подбор объектов . Подбирая объекты, нужно добиваться совпадения их родовых и видовых признаков, чтобы они различались только индивидуальными признаками, причем ни один из объектов не должен иметь каких-либо броских черт, которые выделяли бы его из числа остальных. Так, при предъявлении для опознания людей все предъявляемые должны быть на вид примерно одного возраста, одного роста, одинакового телосложения, иметь одинаковый цвет волос (оттенки могут различаться), примерно такую же прическу, сходную одежду и обувь и т.д. Если, например, у предъявляемого на лице имеется шрам либо если он носит усы или бороду, он должен предъявляться в числе лиц, имеющих такие же броские признаки. Разумеется, ни один из людей, в числе которых предъявляется опознаваемый, не должен быть знаком опознающему.
Что касается степени сходства опознаваемого предмета с другими предъявляемыми для опознания вещами, то здесь необходимо обеспечить однородность таких характеристик, как наименование, вид (например, «часы женские наручные»), марка, модель, размер, форма, цвет, состояние. Животных рекомендуется предъявлять в группе других животных той же породы, не имеющих между собой существенных различий по внешнему виду.
Следующий элемент подготовки – выбор обстановки , в которой будет проводиться предъявление для опознания. Оно должно проходить в отдельном кабинете, при хорошем освещении и при отсутствии каких-либо внешних помех; иными словами, должны быть созданы благоприятные условия для восприятия объекта опознающим в данный момент.
К элементам подготовки предъявления для опознания относятся также выбор времени проведения этого следственного действия и проверка готовности и комплектности технико-криминалистических средств. Как правило, предъявление для опознания должно производиться в дневное время, при естественном освещении. К числу применяемых при этом технико-криминалистических средств могут относиться фотоаппарат, магнитофон, при необходимости – аппаратура для видеозаписи.
При подготовке к предъявлению для опознания в условиях, когда опознаваемый не сможет видеть опознающего и слышать его голос, необходимо прежде всего подобратьсоответствующее помещение. Лучше всего использовать для этого две смежные комнаты, разделенные звуконепроницаемой перегородкой, верхняя часть которой закрыта тонированным стеклом; в таком случае опознающий и понятые будут хорошо видеть все происходящее в соседней комнате, а опознаваемый не сможет ни увидеть опознающего, ни услышать его голос.
При подготовке к предъявлению для опознания по фотоснимкам следователь заранее готовит бланк протокола. Для этого на специальный бланк наклеиваются фотоснимки объектов, подлежащих предъявлению. Снимки изготавливаются в одинаковом формате; фотоизображение предъявляемого объекта не должно каким-либо образом (по цвету, ракурсу и т.д.) выделяться среди остальных. Под каждым снимком указывается его порядковый номер; все снимки скрепляются по углам печатью. Если такой бланк в порядке отдельного поручения пересылается в другой орган, не следует указывать в сопроводительном письме, под каким номером помещен снимок предъявляемого объекта.
В практике опознающими чаще всего бывают потерпевшие или свидетели. Однако, если подозреваемый или обвиняемый сознаются в совершенном преступлении, могут и проявляют готовность опознать объект и если результат предъявления для опознания имеет значение для расследования, их необходимо использовать в качестве опознающих.
ОБЫСК И ВЫЕМКА
Обыск – это следственное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений и сооружений, участков местности и отдельных граждан в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемых лиц (ст. 182 и 184 УПК).
Выемка – это следственное действие, состоящее в истребовании и изъятии у какого-либо лица либо учреждения предметов или документов, имеющих значение для дела (ст. 183 УПК).
Обыск и выемка являются весьма эффективными средствами получения доказательств. В то же время эти следственные действия (особенно обыск) связаны с вторжением в сферу личных интересов граждан, поэтому при их назначении от следователя требуется максимум осмотрительности, а в ходе проведения необходимо строжайшим образом соблюдать требования закона, умело пользоваться тактическими приемами и тактико-криминалистическими рекомендациями. Необоснованное проведение обыска является грубейшим нарушением законности.
Основанием для производства обыска является наличие в распоряжении следователя достаточных данных, для того чтобы полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы или другие объекты, которые могут иметь значение для дела.
Обыск производится на основании постановления следователя, а обыск в жилище – на основании судебного решения.
Хотя и обыск, и выемка – весьма сходные следственные действия, между ними имеются и существенные различия. Обычно называют два главных различия:
1) предметы, подлежащие обнаружению и изъятию при обыске, могут быть известны следователю лишь ориентировочно (орудие убийства) или даже вовсе неизвестны (предметы, добытые преступным путем), в то время как целью выемки является обнаружение и изъятие строго определенных предметов или документов;
2) при обыске местонахождение вещей, которые предстоит разыскать и изъять, неизвестно, а при выемке изымаются предметы, находящиеся в определенном месте.
Наряду с этим имеются и другие различия процессуального и тактического характера. Так, для производства выемки (кроме выемки почтово-телеграфной корреспонденции и документов, содержащих государственную тайну) не требуется санкции прокурора. Важным тактическим отличием обыска от выемки является то, что, хотя оба эти следственных действия начинаются с предъявления следователем требования о выдаче ему тех или иных предметов, в случае удовлетворения этого требования при выемке какие-либо поиски не производятся и выемка на этом заканчивается; при обыске же независимо от того, выданы ли следователю какие-либо предметы или нет, намеченные поисковые действия, как правило, проводятся. Это делается в связи с тем, что следователь, во-первых, не может быть уверен, что ему выдали все интересующие его вещи; во-вторых, он может и сам не знать, какие предметы из числа находящихся в данном помещении или у данного лица могут представлять интерес для расследуемого дела. Разумеется, если следователь полностью уверен в том, что все объекты, представляющие интерес для дела, по его требованию выданы, производство обыска нецелесообразно.
Выделяются три основные задачи обыска:
1) обнаружение и изъятие предметов, имеющих доказательное значение;
2) обнаружение разыскиваемого, а также материалов, характеризующих данное лицо и облегчающих его розыск (письма, дневники, фотокарточки);
3) обнаружение имущества, обеспечивающего возмещение ущерба.
Есть еще и четвертая, побочная цель обыска – изъятие предметов, которые не могут находиться в частном обороте (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества, сильнодействующие яды, драгоценные металлы в монетах, слитках и сыром виде и т.д.).
Обыск и выемка могут производиться только по возбужденному уголовному делу, при наличии достаточных оснований. Такими основаниями являются прежде всего доказательства по делу, добытые процессуальными средствами (путем допросов, осмотров и т.д.). Однако обыск может быть произведен и на основании данных, полученных из непроцессуальных источников, если они не противоречат материалам дела.
Личный обыск возможен без вынесения специального постановления в двух случаях: 1) при задержании и аресте; 2) при проведении обыска или выемки в помещении, если есть основания полагать, что кто-либо из присутствующих скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение для дела. Он производится лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии специалистов и понятых того же пола (ст. 184 УПК).
Виды обыска различаются: 1) по объектам – обыск помещения (жилища и рабочего места), участка местности; 2) личный, транспортного средства (автомашины); 3) по последовательности – первоначальный (первичный) и повторный; 4) по времени (при наличии нескольких подозреваемых или обвиняемых) – одновременный и разновременный.
Термин «групповой обыск», нередко употребляемый применительно к одновременному обыску у нескольких обвиняемых или подозреваемых, явно неудачен.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1559;