Теория и практика управления античного мира
Вершиной управленческой мысли древнего мира считается древнегреческая наука, в рамках которой возникли и оформились основные идеи, связанные, в первую очередь, с политическим управлением. Зародившаяся в Греции политология сосредоточилась на наиболее актуальных проблемах в области управления, раскрыв всю сложность этого процесса, объединяющего в себе науку и искусство.
Гомер |
Гесиод |
Первыми описали социальную жизнь древних греков в своих бессмертных произведениях «Илиада» и «Одиссея» Гомер и Гесиод, автор поэмы «Труды и дни». В этих произведениях поднимались и обсуждались проблемы справедливости и законности, которые рассматривались в неразрывной связи с системой древнегреческих мифов, а также обосновывалась форма социально-политического устройства, сложившаяся к тому моменту в Древней Греции.
Большое значение для развития управленческой мысли имела деятельность известнейшего политического деятеля Солона (ок.638 – 559 гг. до н.э).
Солон |
Расцвет греческого государства, связанный с периодом наивысшего развития философской мысли, науки, литературы, изобразительного искусства приходится на V-IV века до н.э.
Одним из виднейших представителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он принципиально не записывал свои мысли, предпочитая делиться ими при непосредственном общении, поэтому сегодня мы можем судить о его взглядах только на основании свидетельств его учеников, и в первую очередь, Платона, который в течение нескольких лет ходил за учителем буквально по пятам и записывал каждое его слово.
Жак-Луи Давид. Смерть Сократа |
Основу государственного порядка Сократ видел в законе и праве. Справедливость невозможна там, где нет верховенства закона и права. При этом важно, чтобы соблюдение законов было не результатом внешнего принуждения, а становилось следствием присущих человеку моральных убеждений.
Рафаэль Санти. Платон и Аристотель. Фрагмент фрески «Афинская школа» |
Поскольку судьба государства, по Платону, зависит прежде всего от правителей и воинов, то именно они становятся объектом пристального внимания афинского мыслителя. Он подробно описывает на каких принципах должна строиться их жизнь, отводя главную роль освобождению правителей и воинов от собственности и семьи. Тезис об отсутствии частной собственности в дальнейшем станет одним из ведущих в рамках так называемой утопической мысли, дань которой отдали Т.Кампанелла, Т.Мор и многие другие, создавшие проекты, подобные платоновскому. Живущие сегодня обладают достаточным историческим опытом, чтобы понимать, что построение «рая на земле» всегда сопряжено с подавлением человеческой воли, с насилием над личностью, и в конце концов приводит совершенно не к тем результатам, которые предполагались изначально. Известно, что сам Платон не раз пытался реализовать свой политический проект на практике, выбрав для этого Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Однако ни одна из попыток не увенчались успехом.
Идеальное государство Платона подверглось критике со стороны его ученика - Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В отличие от предшественника, он ставил на первое место не наилучшую форму государства, а устройство, приемлемое для большинства граждан. Основной упрек учителю заключался в том, что тот стремиться устранить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.
Взгляды Аристотеля на государственное устройство нашли свое отражение в его работе «Политика», на страницах которой происхождение и существование государства объясняется естественной потребностью людей общаться, взаимодействовать, помогать друг другу. Фундаментом государства должна выступать разумная природа человека, а главную роль отводится власти, которая сплачивает общество и не дает ему распасться на разрозненные группы.
Проанализировав данные о 158 полисах, Аристотель выделил шесть основных форм управления, разделив их на «правильные» и «неправильные». К первым были отнесены монархия, аристократия и полития, объединяемые тем, что в них преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. К неправильным были причислены олигархия, тирания и демократия, преследующие частные цели правителей.
Принцип золотой середины предопределил симпатии Аристотеля в сторону политии – «средней» формы государства, в которой «средний» элемент доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.
В 4 в.д.н.э. начинается период эллинизма, ставший началом заката древнегреческой государственности, что было связано с господством над греческими полисами сначала Македонии, а затем могущественного Рима. В рамках Древнеримской империи продолжалось развитие политико-правовой и управленческой мысли, но если у греков на первый план выходил социально-политический аспект, то римляне акцентировали внимание на правовой стороне вопроса.
Марк Туллий Цицерон |
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что античный мир рассматривал процесс управления в первую очередь применительно к сфере политики и социальных отношений, но не в ракурсе управления хозяйствующими субъектами и организациями. Осознание необходимости осмысления специфики управления в области экономики связано с более поздними периодами в истории человечества, однако без пути, пройденного древними греками и римлянами, дальнейшее движение вперед было бы невозможно. Все, что сделала античность, и в первую очередь античная философия, для понимания власти вообще и политической власти в частности станет основанием для дальнейшего изучения управленческих механизмов и создания отдельной отрасли науки, занимающейся проблемами управления, ибо в основе понимания любого процесса лежит его философский анализ, задающий основные векторы дальнейшего исследования.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1467;