Средневековая западноевропейская управленческая мысль
Средневековье представляет собой очень длительный период в развитии европейского общества. До сих пор у историков-медиевистов нет единого мнения по поводу его временных рамок, но чаще всего Средние века определяют как временной отрезок, охватывавший 5-15 вв. н.э. Важнейшей характеристикой этого этапа был ярко выраженный теоцентристский, богословский характер всех сфер общественной жизни. Дошедшее до наших дней научное наследие ведущих идеологов этой эпохи демонстрирует пропитанность схоластикой, теологией, религиозно-этическими рассуждениями даже в сфере, на первый взгляд, далекой от богословских споров, а именно в области хозяйственной деятельности и управления. Подобный подход позволял обосновать сословный характер и иерархическую структуру общества, концентрацию экономической и политической власти в руках светских и духовных феодалов.
Представление об управленческих идеях раннего средневековья дает «Саллическая правда» - один из первых «варварских кодексов», составленный на рубеже 5-6 вв., предположительно по инициативе короля франков Хлодвига I, представлявшего династию Меровингов.
"Салическая правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Однако, общинные принципы экономической жизни уживались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как естественных явлений. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как главное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли практически
Страница Саллической правды |
Данный документ стал основанием для так называемого «саллического закона» под которым понималась норма престолонаследования, согласно которой престол наследуется членами королевской династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки, правнуки и т.д.), что означало фактический запрет женщинам на власть. Саллический закон базировался на правиле Саллической правды, гласившем, что земельные владения не могут наследоваться дочерьми. Таким образом закреплялось явное неравенство мужчин и женщин как в экономическом статусе, так и в возможности осуществления управленческой деятельности.
Большое влияние на развитие средневековой управленческой мысли оказали канонисты.Свое наименование они получили за специфический вид деятельности, связанный с собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов, который считались отправной точкой в любом виде деятельности.
В период раннего Средневековья господствовала экономико-управленческая мысль ранних канонистов. Они порицали торговую прибыль и ростовщический процент, рассматривая их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, таким образом, подчеркивая в данном процессе его греховный характер. В трудах ранних канонистов можно встретить опровержение привычного для античности пренебрежительного отношения к физическому труду, неприятие исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большей части населения. Особо отрицательное восприятие проявлялось по отношению к крупной торговле и ссудным операциям, которые, по мнению канонистов, вообще должны быть запрещены, как помеченные печатью греха.
Одним из ярчайших представителей раннего канонизма являлся Аврелий Августин или Августин Блаженный (354-430 гг.) – известнейший проповедник, философ, богослов и политик.
Аврелий Августин |
Фома Аквинский |
Все эти тенденции нашли свое отражение в творчестве одного из самых известных представителей средневековой схоластики Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), ставшего автором учения, являющегося с 1879 г. официальной идеологией католической церкви.
В своей знаменитой работе «Суммы теологии» Аквинат демонстрирует достаточно компромисную позицию по сравнению со своими предшественниками. Так, трактовка таких понятий как богатство, ценность, прибыль, ростовщический процент уже не содержит той уничижающей критики, которая была характерна для раннего христианства. Если ранее бесчестное приумножение золота и серебра, которые считались «искусственным богатством», не могло сочетаться с нравственными нормами общества, то, с точки зрения Фомы, «справедливые цены» вполне могут выступать источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, которое уже не будет отмечено печатью греховности. Уровень «справедливой цены», замещавшей в то время понятия «рыночной цены», «стоимости», определялся ранними канонистами на основе трудовых и материальных затрат в процессе производства, что Аквинский считал недостаточно исчерпывающим. Он полагал, что продавец имеет право продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе, в ином случае ущерб будет нанесен самому продавцу, который не сможет получить соответствующее его положению в обществе количество денег. Показательно, что с точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар. Фома не был склонен рассматривать прибыль, получаемую торговцами, как противоречащую христианской добродетели, скорее как плату за специфический труд, размер которой должен обеспечивать семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.
Подобный подход не означает безоговорочного оправдания прибыли, и как следствие, обогащения. Будучи христианским мыслителем, Фома выказывает определенное порицание, но при этом отмечает, что торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться как торговцем, так и ростовщиком, если при этом они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, важно, чтобы такого рода доходы не выступали в качестве конечной цели, а были вполне естественной платой и вознаграждением за вложенный в торговые и ссудные операции труд, транспортные материальные издержки и, в определенной степени, за риск.
Аквинский уделял большое внимание частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.
Таким образом, можно говорить о том, что средневековье внесло значительную лепту в осмысление хозяйственных процессов, в выявление роли и значения частной собственности, торговли, ростовщичества и других неотъемлемых атрибутов экономики феодального общества.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1609;