Проблема происхождения человека
Решение проблемы происхождения человека во многом зависит от определения его сущности. Различные варианты трактовок этой проблемы предлагались на протяжении всей истории человечества. Наиболее ранними по времени возникновения считаются различные мифологические концепции, которые возникали в различных обществах на заре их существования. Позднее были сформулированы религиозные концепции, в рамках которых человек рассматривался как результат творческих усилий бога. В христианской концепции человек рассматривался как подобие Бога и его наиболее совершенное творение. Параллельно с мифологическими и религиозными концепциями начинают появляться и попытки создания научных теорий происхождения и сущности человека.
Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, Божественного, космического начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.
Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный материал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян третичного периода.
Человек стал человеком с того времени, как сам сделал (а не использовал созданные природой) первые орудия труда и тем самым начал активно воздействовать на природу. С этого момента «вместе с человеком мы вступаем в область истории»: на смену биологическим закономерностям пришли закономерности социальные. Возникло человеческое общество — качественно новое явление.
Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человека происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливая к своим потребностям. Однако в археологические эпохи, в отличие от индустриальной, это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.
Другая, популярная сегодня концепция гласит, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития. Следовательно, и человек как наиболее высокоорганизованное проявление жизни есть продукт не только земной, но и космической эволюции. С этой точки зрения, изучение строения и эволюции Вселенной есть неотъемлемое условие глубокого познания самого человека, его связи с космическим целым, выявления его места в системе мироздания.
В рамках данной концепции можно выделить два принципиально разных подхода. Одни ученые полагают, что человек – не единственное разумное существо во Вселенной, другие настаивают на принципиальном «космическом одиночестве» человека. Например, Циолковский был убежден, что рано или поздно человечество в ходе освоения космоса встретится и объединится с иными цивилизациями. Позицию, близкую к Циолковскому, занимают и в наши дни многие ученые и философы, которые убеждены, что различные формы жизни существуют во многих местах необъятной Вселенной, в которых могут также существовать и какие-то цивилизации, отличные от земной.
А.М. Фельден в своей книге «А если мы одни во Вселенной?» высказывает убеждение, что в масштабах Вселенной есть место только для одного мыслящего существа – человека, который в состоянии охватить ее своим разумом. Возражая М. Фельдену, российский ученый Л. М. Гиндилис высказал следующую мысль: «Как это может быть, что самые глубокие фундаментальные свойства Вселенной в целом делают ее пригодной для существования жизни и человека, а реализуется жизнь только в некоторой ничтожной части Вселенной на единственной планете?».
Последняя мысль касается так называемого антропного космологического принципа, идею которого сформулировали в начале 60-х гг. советские ученые Г. М. Идлис и А. Л. Зельманов и американский физик и космолог Р. Дикке. Позднее эта идея была развита Б. Картером, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип».
Человек очень долгое время не занимал какого-либо привилегированного, центрального положения в науке о Вселенной. Лишь сравнительно недавно внимание ученых было обращено на тот факт, что Вселенная обладает определенными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как ее высшей формы. Мы знаем пока только те формы жизни, которые существуют на планете Земля. Но сама эта планета является составной частью не только Солнечной системы, но и гигантской системы нашей Вселенной, включающей множество галактик и звезд. Сейчас уже ясно, что жизнь могла зародиться только на определенном этапе расширения Вселенной, когда образовались и прошли достаточно длительный эволюционный путь галактики и звезды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических и химических факторов, благоприятных для перехода от неживого вещества к живому.
Свойства окружающего нас мира являются результатом удивительной согласованности фундаментальных физических констант. Причем интервал возможных значений этих констант, обеспечивающий мир, пригодный для жизни, очень мал. Существующая структура Вселенной жестко обусловлена также величиной, выражающей разницу в массах нейтрона и протона. Разность эта очень мала и составляет всего одну тысячную от массы протона. Но если бы указанная разность была в три раза больше, то во Вселенной не мог бы проходить нуклеарный синтез и в ней не было бы сложных элементов, что, в свою очередь, делало бы невозможным возникновение жизни. И таких «если бы» существует еще целый ряд.
Таким образом, именно благоприятствующая возникновению жизни структура вещества нашей Вселенной «приводит к появлению в физической картине мира человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 696;