Диалектические принципы и законы в познании
В познании принципы диалектики играют роль своеобразных требований, которым мышление должна подчиняться для успешного проникновения в сущность изучаемых предметов и явлений. Так, диалектический принцип развития требует рассмотрения предмета исследования в движении от простого к сложному, в процессе его изменения, в его истории. Диалектический принцип всеобщей взаимосвязи предметов и явлений предполагает, что при их изучении необходимо учитывать связи и отношения их друг с другом и с окружающей средой. Действительно, предметы и явления в своем развитии вступают в бесконечные отношения и связи с окружающими их предметами и явлениями. Если эти обстоятельства не будут учтены, то возникает опасность, что мы допустим ошибки при отражении в своем сознании изучаемых объектов.
Законы диалектики при их применении к изучению исследуемого объекта превращаются в требования диалектического метода, использование которых если не гарантирует абсолютный успех в достижении познавательных целей, то, по крайней мере, направляет познание по правильному пути, т. е. указывает на условия, при которых этот успех возможен.
Так, закон единства и «борьбы» противоположностей отвечает на вопрос «Почему происходит развитие?» и показывает источник развития. Если мы не знаем источник развития изучаемого объекта, то, как мы можем правильно понять его изменения, превращения, происходящие в нем процессы, предвидеть ход их движения. Основой развития предметов и явлений является их взаимодействие, а их источником – противоречия, которые присущи любому сложному телу и процессу. Только осознав это требование диалектического метода, мы можем правильно понять и отобразить в своем мышлении сущность и содержание изучаемого объекта.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос «Как происходит развитие?» и показывает форму, механизм развития изучаемого объекта. Объект в своем развитии характеризуется двумя важными изменениями – количественными и качественными, которые выступают в единстве и взаимодействии, что составляет его меру. Меру изменяет количество, а всякое изменение меры приводит к изменению качества. Если не учитывать данное обстоятельство, то нельзя правильно понять механизм развития изучаемого объекта – соответственно невозможно верно отразить в мышлении указанную сторону его развития. Следовательно, и здесь требование диалектического метода имеет основание в самой развивающейся действительности.
Закон отрицания отрицанияотвечает на вопрос «Куда идет развитие?» и показывает направленность развития, его тенденцию. Направленность, преемственность, спиралевидность – основные характеристики этого закона. Борьба нового со старым постоянно происходит в сложных развивающихся объектах. Она и придает определенную направленность его развитию. Однако отрицание новым старого, затем нового новейшим, т. е. отрицание отрицания невозможно без преемственности. Не все из старого уничтожается новым, которое строится на элементах старого, не потерявших своей жизненности и необходимости. Такое положение дел в диалектическом методе отражается в понятии «снятие». Без применения требований диалектического закона отрицания отрицания понимание развития изучаемого объекта будет неполным.
Так называемые парные категории диалектики в своей взаимосвязи также выступают в качестве требований диалектического метода. При изучении того или иного объекта исследователь в той или иной степени использует их. Общее и единичное, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность позволяют исследователю всесторонне охватить предмет изучения и в совокупности с законами диалектики представить его в полном объеме в развитии.
В последние годы некоторыми исследователями диалектический метод был отвергнут на том основании, что он использовался марксистами для обоснования своего революционного учения. Однако нельзя забывать, что диалектический метод не может за это «нести ответственности». Во-первых, он был разработан Г. Гегелем на основе обобщения всего достигнутого мировой философией в этой области, а К. Маркс и Ф. Энгельс уже использовали готовый к применению инструмент познания, правда, поставив его на материалистическое основание. Во-вторых, диалектический метод – такое же духовное достижение человечества, как и вся философия в целом. Диалектический метод как инструмент познания не устарел и вряд ли когда-либо устареет.
Из всего вышесказанного можно вывести следующие требования,присущие диалектическому методу: 1) объективность; 2) всесторонность; 3) рассмотрение предмета в развитии; 4) конкретно-исторический подход; 5) учет потребностей практики; 6) умение найти главное звено в цепи связей.
Требование объективности указывает на то, что объекты, которые изучает исследователь, существуют вне нашего сознания и не зависят от него. Они существуют сами по себе, но наши органы чувств и наше мышление устроены так, что в состоянии их познать, ибо они – явления одного порядка, т. е. как и материальные объекты они созданы природой во взаимосвязи и взаимосогласованности.
Требование всесторонности имеет в своей основе взаимодействие и взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Каждый предмет, каждое явление тысячами нитей взаимосвязаны с другими окружающими их объектами и процессами. Однако познание не может отобразить все связи и взаимоотношения изучаемого объекта, на это не хватит не только одной человеческой жизни, но и всей истории человечества, что и подтверждает современная наука, которая все еще находится в пути, т. е. продолжает изучать тот же мир, который изучали еще древние мудрецы. Исследователь, понимая данное обстоятельство, должен стремиться отобразить как можно больше связей изучаемого объекта с окружающей средой. Выполнение этого требования предостережет его от ошибок.
Необходимость рассмотрения предмета в развитии диктует свои правила подхода к изучаемому объекту как находящемуся в постоянных изменениях, которые и должны быть отображены в мышлении исследователя. При этом нужно иметь в виду, что все в подлунном мире течет, все изменяется. Если мы не учтем данное обстоятельство и проигнорируем диалектическое развитие мира, то вполне возможно, что не сможем решить стоящие перед нами познавательные задачи.
Конкретно – исторический подход к изучаемому объекту требует рассматривать его, учитывая условия, место и время, в которых он пребывает. Каждый объект, каждый процесс находятся в цепи других объектов, других процессов, что и составляет их условия. Каждый из них занимает в этой цепи определенное место и фиксируется во времени. Без учета этих обстоятельств мы рискуем вообще не понять сущность изучаемого нами объекта.
Требование учета потребностей практики исходит из того факта, что большинство научных изысканий проводятся в интересах удовлетворения человеческих потребностей как материального, так и духовного порядка. Иногда это обстоятельство не осознается. Человеку кажется, что он исходит из чисто научных или духовных интересов. Но все, что человек создает, пусть даже для удовлетворения своих духовных потребностей, в той или иной степени воздействует на окружающих его людей и способствует изменению общественных условий, т. е. служит той же практике человеческого бытия. Ни одна наука не создается и не развивается ради удовлетворения только духовных потребностей ученого. Еще Ф.Бэкон подчеркивал, что наука должна развиваться в помощь человечеству, т.е. она должна помогать людям разрешать насущные проблемы. А это и происходит в процессе человеческой практики.
Умение найти главное в цепи связей освобождает исследователя или практика от необходимости затраты своей энергии и своего времени на решение ненужных, с точки зрения общественной выгоды или своей личной пользы, задач. Как уже было сказано, все в мире взаимосвязано, и, естественно, имеются связи и отношения существенные и второстепенные, несущественные. Умение найти главное в цепи связей требует от человека развития способности отличать существенное от несущественного, выделять важное от второстепенного в решении встающих перед ним проблем.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1151;